Газета The Guardian опубликовала материал, посвященный 10 апреля 1970 года — дню, когда стало известно о распаде Битлз. Своими воспоминаниями поделились поклонники группы.
В частности, музыкант Пол Уэллер, которому на тот момент было 11 лет, рассказал, что его мать подрабатывала в газетных киосках Уокинга, и он помнит, как увидел заголовок «Пол — я ухожу» в тот знаменательный день: «Я был потрясен. Битлз были всей моей вселенной». По словам Уэллера, сейчас он понимает, что распад Битлз был неизбежен и необходим, поскольку группа не могла перейти в 1970-е: «Думаю, их место занял Боуи».
Вместе с тем, Полу интересно, что бы произошло, если бы Битлз остались — например, какую бы музыку они создавали на протяжении последующих 50 лет — хорошую или не очень? И сохранили бы они за собой ту важную роль, какую играют сейчас и будут играть всегда?
«Битлз всегда будут моей путеводной нитью. Они стали моими четырьмя пророками с севера. Они пришли, чтобы показать нам другой способ жить — и радоваться тому, что у нас есть», - заключил Уэллер.
Со своей стороны, Энни Найтингейл, работавшая журналистом и ведущей на Radio 1, заявила, что была одним из свидетелей тех событий: «Я дружила с их лейблом Apple, была одной из немногих, кого допускали в те благословенные стены. Я работала журналистом и телеведущей, так что хорошо знала группу. Они также помогли мне получить мою первую работу на Radio 1 в том феврале. Но чувствовалось, что все просто создавали видимость благополучия».
«Apple стала их утопией. Группа хотела поделиться плодами своего успеха, помогая другим коллективам, но оказалась очень уязвимой и потерянной после смерти Брайана Эпстайна. К 1970 году они больше не были, по сути, поп-звездами. Они были артистами. Тем не менее, они оставались и теми, кем были в начале — молодыми людьми, которые впервые говорили, что вы совершенно не обязаны походить на родителей», - вспоминает Найтингейл. По ее словам, день распада группы был очень печальным: «Мы очень не хотели, чтобы вернулся истеблишмент».
Рассказала о своих впечатлениях и секретарь Битлз Фрида Келли. На момент событий ей было 25 лет: «В начале 1970-х в фан-клубе по-прежнему много всего происходило. К тому моменту у меня уже была дочь. Муж работал посменно, так что я оставляла ее в яслях, шла в офис и отвечала на множество писем. Фанаты все время спрашивались, распадется ли группа. Я старалась избегать ответов».
Как отметила Фрида, распад был ожидаем, так что сама она не была удивлена: «Люди взрослеют — появляются другие приоритеты, например, жены и дети. Я продолжала работу фан-клуба еще два года, отправляла старые записи и фотографии, сделанные для прессы. Закрыла его в 1972 году, когда снова забеременела. Взяла время, чтобы воспитывать детей. Вернулась в колледж и получила работу секретаря в юридической фирме. Фанаты не хотели отпускать клуб. Но я никогда не оглядывалась».
Алан Джонсон, бывший министр внутренних дел Великобритании и автор книги In My Life: A Music Memoir, в то время работал почтальоном. Ему было 19 лет: «Слушая Abbey Road предыдущим летом, я считал очевидным, что распад близок. В попурри на второй стороне с The End в финале — там все есть. До сих пор не могу слушать это без слез».
По словам Джонсона, трудно представить масштаб влияния Битлз на общество — они меняли жизни по всему миру, в том числе в США и России, запустили огромную творческую волну. Как признался Алан, битлы дополняли друг друга, но к 1970 году он как фанат понимал, что музыканты хотят быть самими собой, о чем ясно дал понять, к примеру, альбом Plastic Ono Band. Тем не менее, поклонники надеялись на воссоединение — вплоть до гибели Джона.
Еще одним героем статьи стал Майк Викерс, который занимался оркестровыми аранжировками в студии Abbey Road. Впоследствии он написал книгу A Week in the Life: Working With the Beatles on All You Need Is Love. Как утверждает Майк, у него не было ощущения, что в группе разлад: «Предыдущим летом, когда я вошел в студию, они записывали вокал для Because. Звучало поразительно. Невозможно было представить, что это группа, которая вот-вот распадется». Тем не менее, если учесть то, что Битлз сделали на тот момент абсолютно все, то можно предположить, что следующим логичным шагом стал именно распад, предположил Викерс.
Музыкальный и спортивный журналист Ричард Уильямс, который работал в то время в Melody Maker: «Мы все знали, что они распадутся. Для всех, кто занимался этим бизнесом, материал Mirror не стал новостью — только подтверждением». Он добавил, что никто не думал о «воссоединительном» туре, хотя в целом рок-н-ролл тогда не был достаточно старым, чтобы устраивать такие гастроли.
Режиссер и ведущий Дон Леттс, которому в тот период было 14 лет, рассказал, что у него была вторая по масштабу битловская коллекция в Великобритании, пока не появился панк и не спас его. По словам Леттса, если проследить за эмоциональной дугой творчества группы, то можно понять, что что-то пошло не так: «Помню, как думал, что это необязательно плохо. Первые сольные записи были отличные — открытые эмоции Джона с Plastic Ono Band, божественная работа Джорджа All Things Must Pass, постоянство Пола в создании прекрасного материала». Дон добавил, что музыка Битлз оказывает влияние на жизнь людей и будет вечна.