С момента появления BEATLES на мировой рок-сцене стало ясно, что американского музыкального наследия недостаточно для развития жанра. Рок был изобретен в США, но довести его до совершенства было дано только британцам, и важную роль в развитии рока сыграла европейская классика.
В 1967 г., прослушав Бранденбургский концерт Баха, Пол Маккартни осведомился у Джорджа Мартина насчет «фантастической трубы» , и Мартин пояснил, что это «флейта-пикколо (малая флейта)». Именно этот звук Маккартни хотел услышать в «Penny Lane», и утонченное соло на флейте-пикколо ( исполнено Дэвидом Мэйсоном ) в этой песне стало одним из символов новаторства и влияния классики на прогрессивных рокеров.
В том же году феноменальная группа PROCOL HARUM выпускает свой дебютный сингл - бессмертный психоделический гимн « A Whiter Shade of Pale», пронизанный изумительным органным риффом, созданным на основе двух сочинений Баха.
Как вспоминал органист группы Мэтью Фишер, " обе темы необходимо было изменить, и разработать соответствующую мелодию, которая бы подходила под аккордную прогрессию.
В момент записи ощущалась какая-то особая магия, и, если бы тогда сломался магнитофон, или кончилась пленка, не думаю, что мы смогли бы заново записать то же самое. Да, это была именно магия...теперь, когда все оттачивают, полируют и пропускают через мясорубку, она встречается редко. В « Whiter Shade» есть ноты, которые я вовсе не должен был играть » .
А в пышном инструментале HARUM «Repent Walpurgis» звучит фрагмент 1 прелюдии Баха, элегантно оттеняя рОковые линии.
В 1969 г. JETHRO TULL записывают пьесу Баха «Bouree» , превосходную интерпретацию, которая, по выражению рок-автора А.Галина, « звучит торжественно, и чуть минорно, ассоциируясь с осенним лесом в еще солнечный, но уже холодный день».
С приходом 70-х мотивы немецкого композитора появились и в грозном арсенале хард-рокеров : его влияние на DEEP PURPLE было очевидным. Ричи Блэкмор отмечал, что в детстве играл на классической гитаре, в том числе музыку Баха. Именно оттенок классического подхода к игре на инструменте выгодно отличал Блэкмора от прочих гитаристов, и значительно позволил расширить композиторский и исполнительский диапазон.
Джон Лорд, в свою очередь, упоминал, что, изобретая органное соло для «Highway Star», он опирался на секвенции Баха ; виртуозное исполнение Лорда идеально в этой хрестоматийной хард-роковой вещи.
P. S .
М.Ростропович : “ Музыка Баха – это нечто космическое…Когда слушаешь ее, то создается впечатление, что это сочинил не человек».
Р. Блэкмор: "Я считаю, что он лучший представитель музыкальной профессии, который когда-либо рождался в этом мире. Когда надоедает заниматься музыкой, стоит только послушать его работы, и сразу же чувствуешь, что это все еще того стоит".