Прог-рок существовал и до Crimson, учитывая работы Beatles и Procol Harum, но «In the Court of the Crimson King » стал одной из важнейших вех в истории жанра.
Еще до того, как ансамбль дал свой первый концерт, поползли слухи о монструозных звуках, доносившихся из репетиционного помещения группы. Уже тогда Crimson отличала комбинация мощи, филигранности исполнения и точности выпадов.
В июле 1969 г. группа выступила на концерте в Гайд-парке на разогреве у Rolling Stones, обратив на свое творчество пристальное внимание.
Последовавший альбом , содержавший развернутые по структуре композиции, щеголявшие утонченными аранжировками и богатством звуковой палитры ( включавшей также флейту и меллотрон ), стал каноническим.
В «21st Century Schizoid Man» хардовый рифф, который, логически, должен быть гитарным, исполнялся на духовых.
Эпики «Epitaph» и «The Court of the Crimson King» с образной, драматической, и несколько напыщенной лирикой (тексты сочинил поэт Пит Синфилд) ,придавали пластинке особый дух.
Следует упомянуть, что основным изобретателем в процессе создания альбома выступил клавишник и духовик Иэн Макдональд, а не будущий атаман группы Роберт Фрипп.
Обложка диска также оказалась очень значимой. По воспоминаниям Грега Лэйка, когда художник Б.Годбер принес картину в студию , и положил ее на пол, участники группы собрались вокруг, и принялись рассматривать ее : « Сцена напоминала эпизод из «Острова сокровищ» , когда все изучали карту…. это чертово лицо орало с пола, и каждая его черта говорила о том, что это самый настоящий «шизофреник». А мы тогда как раз работали над «21st Century Schizoid Man».