В Глазго с 5 июля до 12 января проходит ретроспектива Линды Маккартни. В честь этого события Пол Маккартни дал несколько больших интервью, в которых рассказал о своей первой супруге и о ее фотоработах.
В частности, в беседе с The Guardian сэр Пол заявил: «Я всегда шутил, что разрушил карьеру Линды. Ее стали знать как «жену Пола», а не как фотографа». Как отметил Маккартни, со временем люди изменили свое отношение.
Сэр Пол курировал ретроспективу вместе с дочерями Мэри и Стеллой. Для The Guardian он выбрал шесть любимых фотографий.
Би Би Кинг (1968)
По словам Маккартни, фотография была сделана до его знакомства с будущей женой. Линда работала штатным фотографом нью-йоркской площадки Fillmore East: «Она приходила в Fillmore или на другие мероприятия, там были другие фотографы, которые спрашивали у нее, кто выступает, и она всегда знала. Она очень любила музыку, все время ее слушала, поэтому знала: это Grateful Dead, это Би Би Кинг, это Бадди Гай, это Дженис Джоплин, понимаете? Всегда вспоминаю об этом, когда смотрю на этот снимок. Представляю, как она присела у сцены, фотографируя Би Би Кинга».
Как заявил сэр Пол, он обожает этот снимок – гитара выглядит как инструмент из будущего, как нечто из космической эры. Для студии Маккартни сделали копию данной фотографии в виде витража.
Битлз (1967)
Снимок сделан во время встречи с прессой по случаю Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Мероприятие проходило в доме Брайана Эпстайна в Лондоне. «Мы позировали для разных фотографов, и Линда была одной из них. Думаю, это была наша вторая с ней встреча. Она приехала в Англию, чтобы сделать снимки для книги Rock And Other Four-Letter Words, автором которой был Джей Маркс. Она фотографировала The Animals, The Yardbirds, многих британских исполнителей, и ее пригласили сюда», - вспоминает Маккартни.
Он также отметил, что Линда точно знала, когда нажимать на кнопку, и фотографы, которыми она восхищалась – Уокер Эванс, Анри Картье-Брессон, Жак-Анри Лартиг – занимались репортажной съёмкой, граничащей с искусством. По мнению сэра Пола, Линда инстинктивно чувствовала момент. То же самое случилось и здесь: «Тут дурачится Джон, я умираю со смеху, а Джоржу и Ринго нравится то, что происходит. Здесь видны отношения между нами всеми». Как добавил Маккартни, присутствие некоторых фотографов очень ощущается, а Линда могла запросто сфотографировать зевающего Джими Хендрикса, потому что при ней люди чувствовали себя расслабленно.
Джон и Пол (1968)
«Это я и Джон на Эбби-роуд. Не так много времени оставалось до распада Битлз, это будет финалом наших отношений, и в конце, когда случился распад, было довольно мрачно – было очень трудно с этим справляться. Пошли слухи, что мы с Джоном не ладим, что мы извечные соперники, что все было тяжело и некрасиво. Самое странное, что ты иногда начинаешь верить во что-то, если это повторить достаточное количество раз. И я думал: «Да, печально, знаете ли, что мы не ладили», - рассказал сэр Пол. По его словам, этот снимок для него как благословение – он показывает, какими на самом деле были отношения – и в момент работы над песней, и вообще. Фото напоминает музыканту о том, какой ерундой является мысль, что они с Джоном враждовали: «Мы были друзья на всю жизнь. Наши отношения были суперособенными».
Маккартни отметил, что это касается всех битлов – даже если время от времени они друг друга бесили: «Люди напоминали мне – такое случается в семьях. У друзей бывают разногласия. Как только мы начинали работать над музыкой, мы находили общий язык, получали удовольствие от шума, который создавали вместе, получали удовольствие от игры друг с другом. За эти годы мы проработали вместе более 10 000 часов, и былая атмосфера возникала автоматически. Любые споры быстро преодолевались».
Моя любовь (1978)
Сэр Пол рассказал, что снимок был сделан в Лондоне, и он ему очень нравится – и из-за исторического антуража, и потому, что это «действительно очень хороший портрет».
«Технически я до сих пор его не понимаю, потому что там есть я в зеркале заднего вида, и я в фокусе, но дома и автобус тоже в фокусе. Я не понимаю, как это сработало». Как подчеркнул Маккартни, это не монтаж. «А еще одна вещь – я за рулем, и мне кажется, Линда фотографирует, когда кто-то из наших малышей находился у нее на коленях. Если всмотреться, то можно увидеть слабое отражение в ветровом стекле. К вопросу о многозадачности», - рассказал сэр Пол.
Маккартни также вспоминает об образе жизни Линды, который находил свое отражение в ее фотографиях. Например, они выезжали из Лондона, и сэр Пол спрашивал, куда ехать дальше. «Куда угодно», - отвечала Линда. «Через какое-то время мы оказывались в незнакомых местах. Я говорил: «О, я немного заблудился». А она отвечала: «Отлично». Вы попадали в места, где никогда не бывали. Вы видели вещи, которые не планировали видеть. Из всего этого получался богатый материал для ее фотографий. Помню, я написал об этом песню Two of Us – «Two of us riding nowhere / Spending someone’s hard-earned pay». Она об одной из таких вылазок», - рассказал Маккартни.
«Это отличная идея – потеряться. Пока я не встретил Линду, я паниковал, когда терялся, понимаете?» - добавил он.
«Мать и дитя» (1969)
«Линда делала много фотографий обычных людей, казавшихся ей необычными. Этот снимок сделан во время нашего отпуска в Греции. Мы не ходили в какие-то большие места, мы предпочитали маленький пляж, что очень хорошо иллюстрирует мои отношения с Линдой. У нее было довольно строгое воспитание, с отцом-юристом, но она почувствовала свободу, когда поступила в университет в Аризоне», - говорит сэр Пол.
Маккартни утверждает, что на момент знакомства с Линдой чувствовал себя как робот – гастроли, студия, гастроли, делай то, делай это. Поэтому вместе они решили жить без планов: «Мы поехали в Грецию, забронировали отель и просто шатались без дела». Музыкант отметил, что эти ощущение отразились и в фотографиях Линды, и в его музыке (в альбомах McCartney (1970) и Ram (1971)).
«Однажды мы просто отдыхали на пляже, купались. Она увидела мать и дитя, этот интересный момент, схватила камеру и запечатлела его», - вспоминает битл. По его словам, мог быть сделан только один кадр, да и в целом Линда фотографировала быстро, поэтому работала без помощника – у нее была только камера и пленка. Маккартни признался, что может смотреть на это фото часами.
Пол (1968)
«Это было в аэропорту в Лос-Анджелесе. У меня были какие-то дела, связанные с записью. Думаю, было собрание, которое проводил Capitol, наш американский лейбл. И так получилось, что она оказалась в Лос-Анджелесе и могла быть со мной. Она приходила в отель. Мы думали, что будем делать сегодня и будем ли вообще. В итоге просто оставались внутри и ничего не делали. Мы обожали такую свободу. Это было важно в отношениях, то, что никто из нас не возражал против ничегонеделания», - вспоминает сэр Пол.
«Так что это расставание после нашей маленькой поездки. Я возвращался в Англию, а она ждала другой рейс, обратно в Нью-Йорк. Думаю, я был там с парнем по прозвищу Волшебник Алекс. Мы ждали, а она была с камерой – поднимала ее, нажимала на затвор и снова опускала. Я дурачусь. Я закрываюсь пиджаком и типа маскируюсь. Я возвращаюсь в Англию, обратно к Битлз, и прячусь: «Никаких фото, пожалуйста!» Это был просто маленький радостный момент, пока мы не пошли каждый своей дорогой. Но знаете, к счастью, мы снова пересеклись и… преуспели в этом!» - поведал Маккартни.
А в беседе с «Би-би-си» сэр Пол рассказал, что когда Линда приехала в Британию и когда они сошлись, то самым прекрасным было их обоюдное стремление к свободе: «Мы делали, что хотели, и она это все фотографировала».
Маккартни рассказал и о том, как переживал смерть жены. По его словам, он плакал целый год.