Вчера, в понедельник вечером, в древнем городе инков Кунско в Перу скончался от сердечного приступа Джон Пил. Он проводил там рабочий отпуск с женой. Ему было 65 лет.
Радиоведущий Джон Пил был апологетом британской музыки на протяжении почти 40 лет. Именно он впервые познакомил слушателей с десятками новых исполнителей в своей программе на Би-би-си Радио-1, начиная от Дэвида Боуи, Joy Division, The Cure, Nirvana, Pulp и до White Stripes.
Свиду Джон Пил был противоположностью многих групп, которые он любил. Лысеющий, бородатый, с мягким голосом – он скорее напоминал доброго дядюшку, чем рок-фана.
Несмотря на все это, именно его бескомпромиссная поддержка новых талантов трансформировала музыку, начиная со времен хиппи до стиля хаус.
Его шоу на Радио-1 выходило трижды в неделю, а в 1998-м он стал вести программу "Домашние истины" на Радио-4, получившей первую награду от "Сони Радио" в 1994 г.
Также он вел программу на всемирной службе Би-би-си, донося свою страсть к новой музыке более широкой аудитории.
Джон Пил был урожден Джоном Робертом Рейвенскрофтом в городке Хесуолл близ Ливерпуля в 1939 г. Его отец был владельцем текстильной фабрики, но его занятые родители в основном предоставляли его воспитание няне. Он был учеником публичной школы Шрюсбери, которую ненавидел. Но в его жизнь вошел другой смысл с того мгновения, когда он впервые услышал "Heartbreak Hotel" Элвиса Пресли.
"Все изменилось, когда я услышал Элвиса, - вспоминал он потом. – Там, где была пустота, вдруг что-то произошло."
После службы в армии в 57-59 гг. он уехал в Америку. Когда битломания была в полном разгаре, благодаря своим ливерпульским корням Джон Пил стал работать ди-джеем на радио WRR в Далласе.
Он сказал однажды: "Они считают, что раз ты жил в Англии, а там живет всего пара сотен людей, то все должны знать друг друга."
Вернувшись в Англию в 1967 г., он работал на пиратской станции "Радио Лондон" до перехода на новый национальный поп-канал Би-би-си под названием Радио-1. Там он и проработал всю оставшуюся жизнь - единственный, кто остался из первого состава станции.
С самого начала Пил изменил правила игры. Он проигрывал каждый трэк, не прерывая его, к восторгу тех, кто записывал его шоу на пленку, сопровождая музыку остроумными и ценными комментариями, и был на голову выше всех его трансатлантических коллег с их избытыми банальностями.
Как и на протяжении всей карьеры, в ранние годы Пил поддерживал новые имена, такие исполнителей, как Марк Болан, Дэвид Боуи и Кэптин Бифхарт, предоставляя им студийное время для записей теперь уже легендарный "Пиловских сессий".
В середине 70-х Джон Пил перешел от мэйнстрима Джимми Хендрикса и The Who к новому радикальному саунду панк-рока. Группы вроде Sex Pistols и The Clash проложили путь к новым открытиям Пила: Joy Division и The Undertones, песня "Teenage Kicks" которых стала его любимой на все времена.
80-е также принесли Пилу массу открытий в лице таких групп как The Fall и The Smiths, обе из которых разительно контрастировали с невнятными пенями в хит-параде. Он продолжал оставаться на острие музыкальных новшеств до последних дней, знакомя слушателей с этнической музыкой и рэпом наряду со старым добрым рок-н-роллом.
Три года назад врачи обнаружили у Пила диабет. Джон был преданным болельщиком ФК "Ливерпуль" и жил в графстве Саффолк со своей женой Шейлой, которую любовно называл Поросенок. У него было четверо детей.