В 1968 г. ситуация, в которой оказались the Who, была угрожающей : уничтожив на концертах изрядное количество аппаратуры, группа находилась на грани банкротства, а в творчестве наметился застой. Если бы новая пластинка провалилась, то такой исход вполне мог стать концом ансамбля.
К тому времени, как коллектив приступил к записи, Таунсенд еще не закончил сюжет и не придумал имени главному герою. У него было несколько песен – финальный гимн «We’re Not Gonna Take It» , а также «Welcome» , «Sensation» и «Amazing Journey» ,которые стали текстовым и музыкальным ключом ко всему остальному.
Метод записи у the Who был нестандартным, но эффективным :
« Сначала мы продумали сюжет, социальный и религиозный подтекст, и убедились, что каждый эпизод получился цельным. Затем направились в студию, напились, все записали ,потом прослушали записанное, сократили материал, и тщательно отредактировали то, что получилось. Затем снова напились и повторили процедуру. Но вышло так, словно все было сделано на одном дыхании», - поясняет Пит.
Хотя это был замысел Таунсенда, он вовлек в процесс всех коллег : « Пит сочинял песни, которые подгонял друг к другу , как пазлы. Затем когда все собирались в студии, спрашивал, что мы думаем об очередном фрагменте? Тогда Джон или кто-то еще предлагал какую-нибудь идею. Так вся группа принялась участвовать в работе» , - вспоминал позднее Кит Мун.
Некоторые вещи отображали реальные события : «Sally Simpson , а также отношение Джима Моррисона к своей известности нашло выражение в альбоме.
Сказалось и влияние колосса «In Held Twas in I», выпущенного Procol Harum в 1968 г.
«Tommy» стал передовым явлением в роке : изложенная история была охвачена единым замыслом о взлете, триумфе и низвержении кумира. С другой стороны пластинка отражает духовный поиск главного героя.
Прежде репутация the Who основывалась в основном на синглах, но с выпуском «Tommy» они стали группой альбомов.
Именно работа над этой пластинкой помогла Долтри по-настоящему обрести собственный голос и сценический образ.
Вряд ли «Tommy» является рок-оперой ( хотя произведение обозначено именно таким образом, причем термин придуман хитроумным менеджером группы К.Ламбертом, которое все подхватили ), но с музыкальной точки зрения это самый безупречный альбом the Who , полный игры света и тени, где мощные аккорды чередуются с искусными акустическими зарисовками, являя эффектный контраст.
Сценический вариант альбома стал чем-то монументальным для коллектива на последующие несколько лет, и даже «Quadrophenia» не смог его потеснить.
Впоследствии концертная версия «Tommy» была представлена на втором диске переиздания «Live at Leeds».
P.S.
С просьбой оформить обложку пластинки Таунсенд обратился к своему другу, (также последователю гуру М.Бабы) Майку Макиннерни, который, будучи худ.редактором альтернативной газеты, раньше не занимался ничем подобным, но понимал, что «Tommy»отражал учение М.Бабы о том, что невозможно познать духовный мир пятью чувствами: «Я хотел изобразить прорыв из определенной ограниченной плоскости на свободу».