Один из самых искренних и экспрессивных вокалистов в роке ( Питер обладает голосом с уникальным тембром, а его пение варьируется от сдержанного исполнения до артистичного рыка, благодаря чему его вокал мгновенно узнаваем ),
композитор с до крайности нестандартным музыкальным мышлением, многогранный поэт, создатель масштабных фантасмагорий , Хэммилл в своем творчестве следует исконному рокерскому принципу : « Я никогда не выпускаю тот материал, который мне самому представляется посредственным, поскольку мои слушатели сразу почувствуют, что это - халтура».
Этот подход вкупе с прочими основами сотворил из Хэммилла наиболее далекого от коммерции персонажа рока.
Вспоминая об эпохе конца 60-х, музыкант отмечает, что « те времена были безумными, причем не только для музыки, но и для мира вообще. Возможности изменений казались более вероятными. То, над чем мы работали, было, мне кажется, довольно странным ; чем больше мы отдаляемся от этого времени, тем более странными эти занятия мне представляются. Мы пытались соединить не совсем соединимое».
Очевидно, именно эта странность придала музыке VAN der GRAAF GENERATOR абсолютную индивидуальность.
« Музыкальное сопровождение со словами - единое целое», - провозгласил один из основных постулатов Хэммилл еще на заре своей деятельности. Именно гармония поэзии, своеобразных мелодических решений и инструментального обрамления претворилась в ряд причудливых миров, по которым можно блуждать бесконечно и не найти выхода, если не проникнуться духом этой музыки.
Комментируя сумрачные оттенки своего наследия , Хэммилл поясняет : «Большинство моих песен скорее не о радости, а о мучениях и страданиях. Искусство исследует скорее страдание, чем радость. Потому что о радости, в общем, нечего сказать».
При этом музыкант впоследствии добавил : « Это может прозвучать странно, но, полагаю, что я в основном оптимист. И в жизни, и в творчестве. Несмотря на то, что некоторые вещи могут показаться пессимистичными, я думаю, сам факт их обсуждения уже оптимистичен».
П.Хэммилл: « Часть техники правильного написания песни состоит в том, что эмоциональная нагрузка вкладывается непосредственно в звучание слов. Думаю, что в обстановке концертного исполнения восприятие происходит скорее на уровне чувств, нежели на лингвистическом».
« Есть вещи, истинную ценность которых можно понять, лишь приложив немного усилий, и именно они обычно вознаграждают затем сполна и на длительное время».