Пластинка представляет историю юного мода Джимми, проходящего через ряд перипетий : наркотики, личную драму, череду уличных драк, конфликты с родителями, бесполезные работы.
В центре повествования – душевная неустроенность главного героя, его тоска, отсутствие четкой жизненной цели, все то, что не соответствовало духу бригады модов, в которой он состоял.
В Джимми нашли отражение характеры участников the Who: уличного заводилы, мыслителя, чувствительного человека, и маньяка, отсюда и название альбома.
Особенностью пластинки является рассказ об эпохе модов, изложенный через призму звучания the Who в 70-х, причем саунд предстает наиболее богатым в дискографии коллектива : в нем присутствуют размах, симфонический налет, а также великолепные вкрапления духовых, написанные и исполненные Джоном Энтуислом.
П.Таунсенд : « Все, что Джон сыграл на великом множестве духовых инструментов, очень хорошо сочеталось с моими синтезаторными и фортепианными аранжировками.
У всех участников the Who была одна замечательная особенность : когда создавалась музыка, они в нее вслушивались. Это признак великого музыканта, даже если он, как, например, Кит Мун - барабанщик, который вечно опаздывает. Он слушал очень внимательно, а то, что он играл, идеально вписывалось в мои песни.
Роджер пел, как разъяренный медведь. Его «Love, Reign o'er Me» никто никогда не сможет превзойти».
«Quadrophenia» явилась повестью о времени 60-х, поведанной рокерами из 70-х, которые сами пережили многое из описанного в альбоме, поэтому это история настолько же о самих the Who, насколько и о Джимми.
П.Таунсенд: «Я переживал насчет группы в то время (летом 1972 г.). Нам всем ужасно надоело играть на сцене только «Tommy», да три песни с «Who`s Next». Я хотел создать замену «Tommy», создать наше следующее сценическое представление. Думаю, остальные ребята в группе тоже испытывали этот зуд.
Мы всегда делали что-то оригинальное, непохожее на предыдущие работы, но тогда, в 1972 г. я чувствовал,что у меня есть всего одна последняя возможность сделать нечто такое, что сплотило бы нас, и увеличило бы наш вес в глазах почитателей the Who».
Концертный вариант альбома не был принят публикой в 70-х из-за непростой сюжетной линии и тяжести воспроизведения эпопеи на сцене, из-за чего Таунcенд в гневе разгромил массу аппаратуры и разбил две гитары на выступлении в Ньюкасле в 1973 г.
Однако в 90-х представление «Quadrophenia» было возобновлено, а в 2011г. вышел пятидисковый бокс-сет с демо-записями и прочими материалами, не вошедшими в оригинальный альбом.
Сам Таунcенд подчеркивает, что «всегда гордился этим альбомом, а «Drowned» и «Love, Reign o'er Me» - две из моих лучших песен».