«A Passion Play» стал самым сложным и амбициозным альбомом группы, являясь концептуальной пластинкой, повествующей о жизни после смерти , а именно о блужданиях в потустороннем мире Ронни Пилигрима вскоре после его кончины. Со стороны действо напоминало театральную пьесу.
Альбом отличался причудливой структурой со множеством неожиданных переходов и аранжировок, и продемонстрировал богатую звуковую палитру ( обеспеченную в основном клавишными Джона Эвана и духовыми инструментами, причем Иэн Андерсон сыграл также на сопрано-саксофоне ), и искусное исполнение в талловском духе.
Середину пластинки занимает не имеющая отношения к основному сюжету потешная сказка в стиле Л.Кэрролла о « Зайце, потерявшем свои очки», написанная Андерсоном, Эваном, и басистом Джеффри Хэммондом.
К альбому приложен буклет (напоминающий обложку-газету «Thick as a Brick») , в виде программы вымышленного театра из мифического города. Режиссером постановки, композиторами, и администраторами театра были Андерсон и компания с измененными именами, но узнаваемые по приведенным фотографиям.
«A Passion Play» с легкостью может соперничать с любым замысловатым прог-роковым альбомом, но, очевидно, критики ожидали от ансамбля более доходчивого материала, а потому обвинили его в чрезмерной витиеватости.
И. Андерсон : « Я хотел создать нечто вроде «Thick as a Brick», но чтобы он звучал интенсивнее и лучше. Многим этот альбом тогда не понравился, но я готов был идти на любой риск, лишь бы удовлетворить как свои творческие амбиции, так и амбиции своих коллег».
Однако публика отреагировала противоположно враждебным критическим замечаниям.
И.Андерсон : « Альбом был авантюрным в инструментальном плане… но нам понравилась новая запись и представление ее на сцене».