Начальный этап истории Harum сопряжен с рядом поистине мистических обстоятельств.
Гари Брукер, пианист и певец меркнущей ритм-энд-блюзовой группы the Paramounts, познакомившись в 1966 г. с поэтом Китом Рейдом, взял конверт с его стихами, поставил тексты на подставку пианино, и внезапно написал три песни, хотя ранее музыки не сочинял. Брукер, обнаруживший свои скрытые таланты, был ошеломлен этим происшествием.
Брукер и Рейд решили основать рок-группу, а диск-жокей и продюсер Г. Стивенс ( представивший их друг другу), предложил назвать ансамбль в честь бирманского кота, принадлежавшего его приятелю - PROCOL HARUM ( хотя впоследствии при изучении родословной кота выяснилось, что его настоящее имя Procul Harun, означающее «по ту сторону вещей», что так точно характеризует музыку группы; музыканты неверно расслышали имя кота по телефону).
Следующим историческим решением была идея совмещения звука фортепиано и органа «Хэммонд». Наличие двух клавишных инструментов в одном ансамбле в Британии в то время было немыслимым.
Поиск клавишника с «Хэммондом» к результатам не привел, но вскоре в журнале «Melody Maker» Брукер и Рейд наткнулись на объявление музыканта, играющего на «Хэммонде» , и ищущего работу.
Как вспоминал Рейд, «это было объявление Мэтью. Было волшебством найти его. Он был таким фантастическим музыкантом. Определенно, нам помогла неведомая магическая сила».
Выпущенный в мае 1967 г. первый сингл ансамбля "A Whiter Shade of Pale", обрамленный волшебной органной партией, стал одним из непременных признаков эпохи, и той записью, с которой будут часто ассоциировать Procol , что не совсем справедливо, учитывая внушительный архив группы, появившийся в дальнейшем.
Но на первой стадии записи дебютного альбома стало ясно, что гитарист и барабанщик не соответствуют должному уровню, и Брукер решил привлечь к процессу бывших коллег из the Paramounts : гитариста Робина Трауэра и ударника Барри Джеймса Уилсона, после чего классический состав Procol Harum сформировался.
Альбом оказался откровением : его открывает "Conquistador " с испанскими мотивами, выраженными впоследствии более четко в версии, записанной группой с симфоническим оркестром.
Далее следует "She Wandered Through the Garden Fence" с прыгающим ритмом и бесподобными органными пассажами.
"Something Following Me" была первой песней, написанной Брукером, и близка к блюзовому стилю, но при этом более изощренна за счет характерного исполнения.
"Salad Days (Are Here Again)" сияет мелодическими ходами и дивным, затейливым органным соло.
В «Good Captain Clack» раздается дружный хор, придающий песне особое настроение.
Диск завершает "Repent Walpurgis" - масштабный инструментальный опус Фишера , включающий соло на органе, рояле, и гитаре, причем Трауэр исполнил свою партию с особенным блеском и экспрессией, что высоко оценили Брукер и Фишер. Композиция содержит фрагмент из первой прелюдии Баха, и частично представляет собой остроумный взгляд на первый фортепианный концерт Чайковского.
Ценность альбома проявилась в сочетании барочной музыкальной традиции и ритм-энд-блюзовых тонов, а также собственных мелодических решений и своеобразной сумрачно-психоделической лирики.
Пластинка стала сплавом уникального по индивидуальности и силе вокала, виртуозных фортепьянных ходов, звучания «Хэммонда», эмоциональных приблюзованных гитарных линий, и динамичного, оригинального исполнения на ударных : так возник стиль Harum, создавших эпохальным летом 1967 г. свой гениальный дебют.