По сути, это произведение эксцентричного Сида Барретта, явного лидера коллектива той эпохи, придумавшего название группы, и основавшего первоначальное звучание ансамбля, увлекаясь фидбэками, дисторшнами, реверберациями, что создало космическо-психоделическую палитру альбома.
Как на автора, на Барретта влияло множество источников : детские сказки, фантастика, творчество Дж.Толкина, Э.Лира, и Битлз.
Поэтичное название альбома Сид позаимствовал из книги К. Грэма «Ветер в ивах», где в таком образе был представлен бог Пан, олицетворяющий добрые силы природы
Пластинка иллюстрирует эксперименты Барретта с ЛСД, увлечение астрономией, детскими стихами, и китайской Книгой Перемен.
Альбом пестрит рядом колоритных персонажей : в процессе повествования возникают загадочный кот, (Люцифер Сэм – это кличка кота английского поэта Т. Перси, жившего во второй половине XVIII в. и возродившего интерес англичан к старинным балладам), Гном, Пугало.
Феерическим итогом диска стала «Bike» - апогей детскости Барретта, отражение его инфантильного, но бесконечно творческого сознания, и мироощущения в целом.
В техническом плане песня потребовала значительных усилий от продюсера Н.Смита для воспроизведения всего спектра немыслимых звуков и создания особой атмосферы - образа комнаты, наполненной заводными игрушками.
Неповторимая работа Floyd, подобной которой в дальнейшем у ансамбля уже не будет, один из самых эффектных психоделических опусов в истории, примета времени.
С.Барретт : «Было бы здорово побольше создавать «настроенческих» песен. Чтобы они были очень чистыми и простыми. А то у меня есть ощущение, что я слишком многословен».
Р.Райт : «Если вы слушаете «The Piper at the Gates of Down», то вы слышите экстраординарные песни, которые писал Сид. Он был удивительным человеком, его песни были такими, каких никто не писал прежде – по-детски наивными, но в то же время восхитительными. Конечно, мы развивались и сильно изменились за эти годы. Но я могу понять, почему люди все еще хотят знать о Сиде и о музыке, которую мы создавали в то время.
Сид был сочинителем, а потом пришли мы, и должны были делать что-то лучше, было очень ответственно браться за эту работу. Мы никогда не смогли бы писать так, как это делал Сид, у нас не было такого воображения, которое можно было выразить в лирике, как это делал он».