К. Рейд : "A Whiter Shade of Pale" появилась во время праздника в доме менеджера Гая Стивенса ( познакомившего Рейда с Гари Брукером ). Гай пытался сказать своей жене Дайане что она сильно побелела ( «turned very white»), и этот случай подал мне идею для AWSOP».
Оригинально четырехкуплетная песня была сокращена , как и вводный подзаголовок – « Рассказ мельника».
Гипнотический характер песне отчасти придается нисходящей линией баса, что Брукер считал крайне важным, а потому экспериментировал в этой сфере при создании композиции : « Весь характер аккорда изменялся в строгой пропорциональности с изменяемой в нем басовой нотой».
Как вспоминал Мэтью Фишер, « когда композицию сократили, было решено, что только я буду играть соло, и я выбрал лучшие фрагменты своей партии, оставив все же некоторое место для импровизации» .
Волшебный мотив Хэммонд-органа, с которого начинается песня, и далее повторяющийся между куплетами, создан на основе двух сочинений Баха - «Air on A G String» и «Sleepers Awake». Брукеру принадлежит идея ввести в песню органное соло в баховском ключе.
М.Фишер : «Однако обе темы необходимо было изменить, и разработать соответствующую мелодию, которая бы подходила под аккордную прогрессию».
"A Whiter Shade of Pale" была записана в апреле 1967 г. Барабанную партию филигранно исполнил студийный ударник Билл Эйден, не являвшийся участником группы.
Сингл был выпущен 12 мая, в день концерта Harum в ночном лондонском клубе UFO.
Пол Маккартни услышал AWSOP 15 мая («Это был первый вечер, когда мы услышали эту песню…Все стихи были очень поэтичны. Мы сразу же подумали : « Боже, какая невероятная запись!»), и пригласил трех остальных битлов и Пита Таунсенда на выступление Procol в клубе Speakeasy, которое состоялось 24 мая.
Битлы также присутствовали на концерте Harum в NEM`s Saville Theatre 4 июня на разогреве у Jimi Hendrix Experience.
Д.Тэйлор , пресс-агент Битлз, заметил, что AWSOP вдохновила Джона Леннона на написание «I am the Walrus».
М.Фишер : « " В момент записи ощущалась какая-то особая магия, и, если бы тогда сломался магнитофон, или кончилась пленка, не думаю, что мы смогли бы заново записать то же самое. Да, это была именно магия... теперь, когда все оттачивают, полируют и пропускают через мясорубку, она встречается редко. В " Whiter Shade " есть ноты, которые я вовсе не должен был играть ".