Сайт PaulMcCartney.com опубликовал стенограмму беседы с сэром Полом Маккартни, посвящённой итогам уходящего 2016 года. К чести битла, его год выдался творчески насыщенным и разнообразным - так вспомним же всё, чем он был отмечен!
• Эмодзи для Скайпа
В начале года сэр Пол снабдил музыкальным сопровождением пакет весёлых эмодзи «Love Mojis» для гиганта интернет-телефонии Skype.
"В целом, это было весело. Конечно, промелькивала иногда мысль - а что, если я трачу время впустую? Может, стоит заняться более серьёзной музыкой? Ведь эта работа заняла некоторое время. И всё же, я получил удовольствие от работы, мне пришлась по нраву эта задача, я доволен результатом и, кажется, людям тоже понравилось. Было здорово демонстрировать их друзьям: «Оцени-ка вот эту!» Мне нравится та сексуальная [Напевает мотивчик «флиртующего» эмодзи]. Эдакая фанковая вещица. По-моему, звучит здорово.
Обычно я просто беру и пишу песню, но здесь мне нужно было уложиться в пятисекундный хронометраж - а это уже вызов. По силам ли мне создать нечто осмысленное продолжительностью в пять секунд? Задачка-то не из простых. Так что, я доволен. Какие-то композиции получались чуточку дольше, приходилось отбрасывать лишнее, чтобы вместить всю суть в пять секунд. Настоящее испытание. Мы со Стивом, инженером, провели неделю в студии, создавая что-то полезное для людей".
• Джордж Мартин 1926-2016
В марте 2016 ушёл из жизни гениальный продюсер Битлз, сэр Джордж Мартин.
"Очень трогательным получилось поминовение Джорджа Мартина. Церемония проводилась в церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, и в ней смешалось всё - и печаль, и радость. Знаете, как говорят - и посмеялись, и поплакали. Это была такая замечательная возможность повспоминать разные истории о Джордже. Конечно, за один такой день всего не перечислить, но было произнесено много замечательных речей. Один старый австралийский приятель Джорджа выступил очень эмоционально, очень трогательно и грамотно - в основном-то люди слагали панегирики, а он взял и сказал: «Но Джордж не был святошей! Знаете, он мог и ругнуться, когда проигрывал в крикет!» Это прозвучало очень забавно, понимаете. Но затем он произнёс очень искреннюю и эмоциональную речь - стало понятно, что Джордж был ему настоящим другом. Я не знал этого человека, но мне было очень приятно узнавать и о других сторонах жизни Джорджа. Всё это было так трогательно... Это была замечательная возможность сказать: «Бог мой, я тоже знал этого парня!» Как же много времени мы с ним работали вместе... Ведь он был мне совсем как отец.
Он сам сделал себя. Он вышел из рабочего класса и сам пробил себе дорогу на вершину. Он был воспитан в Хокстоне, и, наверное, поначалу был немножко из тех, кто произносит «Landon!», но затем он поступил в Гилдхоллскую школу музыки и театра, что, в некотором роде, возвысило его. Работать с ним было сущее удовольствие. Очень приятный человек.
Что ещё забавно, я всегда хранил его благодарственные письма. И каждый год отправлял ему бутылку вина: «Birthday greetings, bottle of wine!» - помните, цитата из песни When I’m Sixty-Four. Он любил вино, и я всегда отправлял ему превосходное красное вино. И он всякий раз слал в ответ милые письма со словами благодарности. В этом было что-то забавное, в этой признательности. Мне всегда нравились его письма. Знаете, как это происходит, когда начинаешь ценить и любить чьи-то письма? Недавно я открыл выдвижной ящик шкафа и понял, что это так. Я понял, что люблю в нём это. То, что он находил время для этих писем. Он был человеком традиционного воспитания. Он уделял время, чтобы написать это небольшое рукописное письмо.
В общем, примерно из таких воспоминаний и состояла эта церемония. Она была хорошо оформлено музыкально - подбором музыки занимался его сын Джиллз, и там звучали такие вещи, как Бернард Криббинс - комик, записи которого продюсировал Джордж. Прозвучала его спродюсированная Джорджем песня, ставшая его крупным хитом, и она была действительно хорошо спета. В зале была установлена добротная акустическая система. Прекрасный был вечер, необычайно эмоциональный. В один момент я взглянул на Стеллу и Мэри - и они были в слезах. Ведь они тоже его знали. Наши семьи росли вместе. Это была прекрасная, прекрасная церемония".
• Тур «One on One»
В 2016 году Пол начал новый гастрольный тур «One on One».
"Когда играешь на крупных стадионах, где проходят бейсбольные матчи, вроде Фенвей-Парк, это большое событие. Но оно примечательно ещё и благодаря истории стадиона. У всех этих стадионов - MetLife - богатая спортивная история.
Являюсь ли я фанатом бейсбола? Мне нравится бейсбол и я смотрю его, но мне больше нравится американский футбол. Я люблю американский футбол и баскетбол. Но бейсбол мне тоже нравится, так что мне правится давать концерты на этих огромных старых американских стадионах, где словно прикасаешься к истории: «Здесь играл сам Йоги Берра!»"
Я помню, как во время нашего выступления в Фенвее взошла полная луна. Мы стояли под открытым небом, и было очень красиво. Волшебные ощущения. Вся американская часть тура прошла на ура, всё было просто замечательно. Далее последовали Канада, Аргентина, Бельгия с большим фестивалем Rock Werchter, Германия, где мы играли на Мюнхенском олимпийском стадионе в день релиза «Pure McCartney»".
• Встреча с двумя членами «Девятки из Литл-Рока»
На апрельском шоу в Литл-Роке, штат Арканзас, Пол повстречался с миссис Тельмой Мазершед Уэйр и мисс Элизабет Экфорд из «Девятки из Литл-Рока» - группе чернокожих учащихся, известной в связи с событиями 1957 года, когда белые пытались воспрепятствовать их совместному обучению в школе для белых. После решения Верховного суда США в 1954 году по делу «Браун против Совета по образованию», признавшего незаконным сегрегацию детей в школах, в ряде штатов органы власти оказали ему сопротивление.
"Да, это было значительное событие - встреча с двумя из «Девятки из Литл-Рока». На своих концертах я всегда вспоминаю историю создания песни Blackbird, идея которой возникла из поэтических чтений. Один мой друг вдохновил меня рассказать всё, что я помню об этой песне, прежде чем прочесть поэму «Blackbird Singing». Я так и поступил, и подумал - "А ведь это неплохая идея для концертов!"
Я вспоминаю эту историю о борьбе за гражданские права. И о том, что Blackbird на самом деле была попыткой навести мосты с людьми, испытывающими эти проблемы, чтобы понять, можно ли таким образом помочь им. «You were only waiting for this moment to arise» - эта строчка отчасти перекликается с «Мы преодолеем». И вот круг замкнулся моим визитом в Литл-Рок - городом, прославившемся историей о первых детях, пошедших в школу после отмены закона о сегрегации. И встречей с двумя этими девочками, которые уже выросли. Это был трогательный опыт - узнать, как сложилась их дальнейшая жизнь. Мне было приятно оказаться крошечной частичкой этой истории".
• Панорамные съёмки 360°
Пол впервые экспериментировал с панорамной фото- и видеосъёмкой в рамках релиза «Pure McCartney» и тура «One on One».
"Всё началось с небольшого сотрудничества с компанией Jaunt. Сперва мы провели с ними съёмки Live and Let Die. Мы встретились с ними, они показали нам, что они могут сделать, и я заинтересовался. «А чем вы заняты в следующую субботу?», - спрашиваю. «Тащите сюда свою камеру, установим прямо на сцене»! Я предложил попробовать снять Live and Let Die - довольно насыщенный действием номер. Так мы и поступили, и пошло-поехало - в новую технологию втянулся наш фотограф ЭмДжей Ким, который принялся делать панорамные фотографии. Мне понравилось - думаю, это будет выглядеть потрясающе. По-моему, у этой технологии большое будущее, она может найти действительно полезное применение, но сейчас для меня это просто причудливая диковинка.
Во время первой демонстрации этой технологии нам сказали, что, к примеру, она сможет оживить скучные уроки географии в школах. Ведь как проходят уроки сегодня: тема урока - Индия, и начинается: «Так, валовый национальный продукт составляет...» Но представьте, если учитель скажет: «Наденьте ваши очки - мы направляемся в Тадж-Махал!» И вы действительно видите перед собой объёмный Тадж-Махал, можете обойти его кругом... По-моему, отличная идея, и, наверное, в ближайшем будущем всё именно так и будет.
Хотел бы я, чтобы в наших школах проводились такие уроки? А то! Хуже, чем сейчас, всё равно не придумаешь.
Если серьёзно, то это должно быть вспомогательное образовательное пособие, и меня радуют перспективы появления таких вещей в будущем. Ведь представьте - вы можете отправиться на Красную площадь. Посетить Тадж-Махал. Всего за один урок словно по-настоящему побывать в Индии".
• Антология «Pure McCartney»
В июне Пол выпустил охватывающий всю его сольную музыкальную карьеру сборник из 67 композиций.
"Выпуск «Pure McCartney» был хорошим делом, мне понравился этот альбом, за что стоит поблагодарить Нэнси Джеффрис из нашего нью-йоркского офиса - ведь это была её идея. Она рассказала мне, что составила в дорогу сборник из разных песен и ей понравилось слушать эти песни, которые обычно не слушаешь. Меня это заинтриговало. Мы стали работать с ней над составлением сборника, и основную часть работу проделала она. Я только выдвинул несколько предложений по компоновке и так далее. Я согласен, что это отличная идея для длительных путешествий. Собственно, я как раз получил несколько таких писем - люди пишут: «Мне только что довелось провести несколько часов в пути, слушал ваш альбом».
Думаю, идея сработала, и я с интересом прослушал вещи вроде Arrow Through Me, которые уже вечность не слушал! Это было просто приятно. Помню, как брат Эйба [Лабориела младшего, ударника группы Пола] принёс в прошлом году этот трек на сессию и спрашивает его: «Ты это слышал?» Оказалось, что Эйб не слышал эту песню, и они под неё славно оттянулись - это ведь симпатичная небольшая фанковая вещица".
• Интервью для «Mastertapes»
Пол Маккартни дал большое интервью для передачи BBC Radio 4 «Mastertapes».
"Запись для «Mastertapes» оставила положительные впечатления. Я получил массу отзывов. Наверное, от людей, которые обычно слушают не Radio 4, а передачи совершенно другого типа. У меня-то в автомобиле Radio 4 играет постоянно. Здорово, что среди зрителей были Пол Веллер и Ноэль Галлахер, сидели рядом с Брэдом Питтом и Саймоном Пеггом. Джон Уилсон - замечательный интервьюер, и он хорошо подготовился к этому интервью, так что вопросы были интересные, а общение не скучное. Не было такого желания, чтобы всё это поскорее закончилось, напротив - ловил себя на мысли, как же здорово всё идёт. Мне правда понравилось, и особенно зацепил вопрос Ноэля: «Какая дочь у вас самая любимая, Мэри или Стелла?» Ну нельзя же такое спрашивать! Это было очень смешно, и он прокомментировал свой вопрос: «Стелла говорит, что вы назовёте Мэри. Мэри тоже так считает». Вот уж нет, он знал, что я отвечу! «Да бросьте, я люблю их одинаково»!"
• Карла Лейн 1928-2016
В мае ушла из жизни писательница Карла Лейн, друг семьи Маккартни
"Карла была очаровательной дамой. Так печально, что её больше нет с нами. Она обожала животных. Она писала, и была автором британского телесериала «Bread». Она была очень весёлым и приятным человеком. И она была родом из Ливерпуля. Мы часто навещали её приют, она показывала нам всех спасённых ей животных. Её сердце было широким, как река Мерси.
• Контракт с Capitol Records
Летом стало известно о заключении сделки между Полом и компанией Capitol Records
"И снова, соглашение с Capitol - приятное событие года, ведь именно Capitol издали первую купленную мной виниловую пластинку - Be-Bop-A-Lula Джина Винсента, от которой мы все были без ума. Мы обожали его гитарное соло, нам нравился фильм «Девушка ничего не может с собой поделать» с его участием, а затем мы познакомились с ним лично.
Как сейчас помню, поначалу в этой пластинке меня привлекла обложка. Там было лиловое изображение здания Capitol - типичного детища космического века, возвышающегося в Лос-Анджелесе. Это приятные воспоминания - память о детских годах, о том будоражащем восторге покупки своей первой пластинки, как я принёс её домой и поставил на диск проигрывателя.
Так что, мне всегда нравилась Capitol, и главной причиной тому была та пластинка из детства. А когда попадаешь на саму студию, буквально погружаешься в историю - там записывались великие исполнители, Синатра, Нат Кинг Коул. Когда я записывал «Kisses on the Botton», я пел в настоящий микрофон Ната Кинг Коула - было немного страшновато, но волшебно".
• Фестиваль Desert Trip
В октябре Пол принял участие на суперфестивале Desert Trip в Калифорнии, наряду с Бобом Диланом, The Rolling Stones и The Who.
"Desert Trip - это был trip. Какова компания! В первый уикенд мы приехали в пятницу смотреть на выступление Дилана и Стоунз. Их всегда здорово видеть, но здесь - в особенности. А на следующий вечер выступал Нил Янг и мы, а следующим вечером - The Who и Роджер Уотерс из Pink Floyd. Просто крышесносящий состав, поистине исторический уикенд!
Первый уикенд прошёл замечательно, и ко второму мы чувствовали себя ещё уверенней. В первый раз к нам присоединился Нил - вышло классно, так что он вышел с нами и во второй раз, исполнив более длинное соло. Просто чистая радость - ведь мы давние знакомые, и во время совместного джема мы сияли и улыбались что твой Чеширский кот. Похоже, публика тоже это оценила - и до чего же огромной была та публика!
Затем, во второй уикенд, выступила Рианна. Классная девушка, отличная певица. Мы толком не успели отрепетировать, но вышло всё практически как на студийной записи. Я с удовольствием взял на себя партию Канье.
А в середине недели мы решили просто наведаться без предупреждения в байкерское заведение в Пайониртауне - городе возле национального парка Джошуа-Три. Мы приехали загодя, чтобы успеть пройтись по парку - подъехали на машине, сфотографировались... Мы пробыли там совсем недолго, световой день уже заканчивался, но я всё равно доволен. Мы сфотографировались всей группой и двинули дальше - к байк-клубу «Пэппи и Хэрриет». Вышел чудный крохотный концерт. Репетировали прямо на заднем дворе - причём, всё наше оборудование устанавливалось на сцене, а другого не было, так что репетиция прошла в акустическом исполнении! Только представьте: подходит черёд гитарного соло в Junior's Farm, я восклицаю «Take me down, Junior!», и мы все замолкаем, чтобы можно было расслышать игру Расти. Но всё было отлично. Кто-то - кажется, это был репортёр-рецензент - пришёл с детьми, которые не могли попасть в салон заведения, но в качестве компенсации они побывали на нашей репетиции. Им пришлось напрячь слух, ведь мы играли тише некуда. Забавно, если вдуматься - наступает соло, и остальные музыканты заглушают свои инструменты. Но этот опыт настроил нас на нужный лад, и мы отыграли добротный концерт, истекая потом в душном помещении.
Мы пригласили Дэвида Хикни, он отличный английский художник. Когда он приехал, я сказал ему: «Дэвид, надеюсь, ты зарисуешь всё это!», а он мне - «Но я же ничего с собой не взял». Я тогда: «А как же твой iPad?» Он действительно круто владеет айпадом, он рисует на нём. А он: «Его я тоже не взял». Кто-то предложил: «А iPhone-то ты взял?», и он достал айфон и принялся рисовать. Правда, я ещё не видел результат. Но концерт ему понравился - он кинул мне потом сообщение. Получилось весьма особенное маленькое шоу. Вот таким он был - 2016-й"!