Йен Маклаган, жизнерадостный и харизматичный клавишник, кто работал с группами Faces и Small Faces и чья универсальная и мощная манера игры определила звучание такой классики рока как «Stay With Me» Faces, скончался в Остине, штат Техас, в среду 3 декабря. Представитель участника Зала славы рок-н-ролла подтвердил его смерть Rolling Stone. Маклагану было 69 лет.«С большой печалью, и вечным преклонением перед ним, мы сообщаем о кончине рок-н-ролльной иконы Йена Маклагана, — говорится в официальном заявлении, — Он скончался сегодня в окружении семьи и друзей в принявшем его городе Остин, Техас, от осложнений после перенесенного им днем ранее инсульта. Щедрость и артистизм Йена, тепло его души коснулись бесчисленного количества других музыкантов и фэнов по всему миру. Его потерю будут переживать очень многие».
«Я просто опустошен этой шокирующей новостью, и я знаю, что то же самое испытывают сейчас Ронни Вуд и Род Стюарт (участники Faces, — прим. RS)», — сказал согруппник Маклагана Кенни Джонс.
Вместе с Faces Маклаган написал такие классические рок-вещи как «Cindy Incidentally» и «You're So Rude». Но определяющим карьерным моментом для музыканта стала его энергичная игра на электропианино Wurlitzer в «Stay With Me» — одной из самых зажигательных и ударных вещей эпохи. «Вы попросту не сможете сыграть «Stay With Me» вяло и без эмоций, — говорил он в интервью Rolling Stone в 2012 году, — Не вот так вот (поет в очень мягкой манере): «Stay with me... You have to tell her, «Stay with me!»». Но Маклаган описывал свой вклад в создание композиции очень скромно: «Мы вместе тут вложились, я и Ронни, и Конрад (Корш, басист). Выдерните одного из этой троицы — и ничего просто не будет работать». The Faces стали стартовой площадкой для последующего сольного успеха вокалиста Рода Стюарта, и Маклаган также принимал участие в записи таких его хитов как «Maggie May» и «You Wear It Well».
The Faces были хорошо известны своими кутежами и пьянством на сцене и за ее пределами. «Мы были самой первой бандой, у которой появился на сцене свой бар, с официантом, нас обслуживающим, — пишет Стюарт в своей недавней автобиографии, — Это экономило нам массу сил и энергии, чтобы не рыскать по закулисам в поисках «перезарядки». Также теперь нам было куда пойти во время бесконечных барабанных соло».
Маклаган, которого друзья называли Мак, родился в Хаунслоу, Англия, в 1945 году и впервые проявил интерес к рок-н-роллу, когда в возрасте 10 лет услышал «Rock Around the Clock». Изначально пробовавший себя в скиффл-группах в качестве гитариста, Маклаган по настоянию своей матери начал брать уроки фортепиано. «Эти уроки я ненавидел, но моя мать решила, что я должен учиться игре на фортепиано. Я вообще не хотел этим заниматься: что хорошего они могли мне принести?» — рассказывал он потом Rolling Stone.
После того как он услышал Booker T. and the M.G.'s, Маклаган всерьез заинтересовался органом. Он упомянул однажды еще один поворотный для себя момент: когда в 1963 году попал на концерт The Rolling Stones в Crawdaddy Club — «Весь саунд, этот пульсирующий бас и губная гармоника поверх всего этого убедили меня, что они были черными — до того, как я вошел внутрь и увидел их. И для меня это было как озарение: Вот это да, я как раз люблю такую музыку, я попробую ее играть, и может, что-то и получится».
Вслед за этим Маклаган стал завсегдатаем на лондонской мод-сцене, но при этом никогда себя модом не считал. «Я никогда на самом деле не был модом, — писал он, — Я думал, что был куда больше битником — в своем коричневом вельветовом пиджаке, голубых джинсах и все такое. Я любил музыку, которая нравилась модам, и мне нравилось как они одеваются, но у меня не было никаких средств на это».
В 1965 году он получил место в The Small Faces, присоединившись к вокалисту Стиву Мариотту, басисту Ронни Лейну, Джонсу и клавишнику Джимми Уинстону в 1966-м. За три дня они записали свой дебютный альбом, произведя на свет классику «Sha La La La Lee» и, уже позже, такие знаменитые вещи как «Itchycoo Park» и «All or Nothing». Недооцененная, хотя и весьма влиятельная группа имела передовой по тем временам слегка утяжеленный психоделический саунд, но с проникновенными, с ходу цепляющими и на редкость душевными хуками.
«Small Faces на самом деле были соул-группой, насколько мы сами это понимали, — рассказывал RS Маклаган в 2012 году, — Это и то, что мы тогда слушали, и то, что сами играли. На нас имели определяющее влияние Booker T. and the M.G.'s.» Группа никогда не гастролировала по США — Маклаган обвинил в этом плохой менеджмент, и при этом добавил: «Я совершенно уверен, что мы могли стать намного больше».
Под конец 1968 года Мариотт покинул коллектив, чтобы основать Humble Pie. Распад группы удачно совпал с роспуском Jeff Beck Group: Ронни Лейн позвонил Ронни Вуду и пригласил его на джем-сессию. «Мы работали над какими-то штуками в стиле Booker T. and the M.G.s и Meters и фанковыми грувами — как мы знали, у нас хорошо получалось, — недавно рассказывал Rolling Stone Ронни Вуд. Вскоре Стюарт, Вуд, Джонс, Маклаган и Лейн уже вместе джемовали на репетиционной точке Rolling Stones в Лондоне; и так возникли The Faces. «Рядом был паб, — вспоминает Вуд, — Мы могли сделать одну песню, а потом ринуться туда, чтобы это отпраздновать!»
После того как Faces распались и Стюарт начал сольную карьеру, Маклаган продолжил записываться с вокалистом. Он также заделался сессионным и туровым клавишником, записываясь и участвуя в гастролях Rolling Stones и присоединившись к Вуду и Киту Ричардсу в их совместном туре «New Barbarians» 1979 года. Его игру можно услышать на записях Чака Берри, Пита Таунсенда, Thin Lizzy, Джексона Брауни, Брюса Спрингстина и Уоррена Зивона; также Йен помогал на гастролях Бобу Дилану в 1984 году.
Маклаган переехал в Остин, Техас, в 1994-м, и последние годы гастролировал со своей собственной группой Bump Band. В 2008-м The Faces решили внось объединиться (с вокалистом Simply Red Миком Хакнеллом на месте отказавшегося участвовать Рода Стюарта), после чего провели серию концертов; еще один реюнион группы произошел в 2012-м по случаю введения их в Зал славы рок-н-ролла. «Мне ничего не оставалось кроме как чувствовать себя счастливым», — говорил Йен по этому поводу. Несмотря на то, что Род Стюарт пропустил это событие из-за болезни, взрывной перформанс стал главным событием того вечера. «Я не хочу быть списанным в утиль, — признавался Маклаган Rolling Stone впоследствии, — Каждый день я играю. Это то, что я делаю; и это то, чем я занимался все эти пятьдесят лет».