Популярный в России спор о том, жив ли рок-но-ролл, в Британии неактуален. В этом мог убедиться каждый, кто три вечера подряд смотрел репортажи с рок-фестиваля "Гластонбери-2004".
Начиная с 1970 года, это пиршество рока проводится уже в 26-й раз.
В чистом поле поблизости от города Гластонбери в графстве Сомерсет возвели сразу три циклопических размеров сцены. Начавшись в пятницу 25 июня, фестиваль завершился поздно вечером в воскресенье.
Билеты купили 112 тысяч человек. Около 60 тысяч провели все три дня в палаточном лагере.
Успеху не помешал даже дождь, ливший без перерыва всю субботу.
За три дня прозвучали, а вернее, прогремели, более 300 песен. Выступили десятки групп и солистов, включая Oasis, Chemical Brothers, Basement Jaxx, The Walkmen, The Concretes, Морисси, Бена Харпера, Джейми Каллэма и Джосса Стоуна.
Мастера фейерверков и лазерных эффектов превзошли самих себя.
Играли, главным образом, старый добрый тяжелый рок.
Откровенно слабых выступлений было немного, пишет музыкальный критик Би-би-си Том Бишоп.
Он особенно отметил великолепные шоу, устроенные "гламурной королевой" Элисон Голдфрэпп, которая, по его мнению, затмила даже хедлайнеров первого дня фестиваля, группу Oasis, а также Пи-джеем Харви, группами The Scissor Sisters, Franz Ferdinand, Fatboy Slim, "всепобеждающую" игру Muse и проникновенное пение звезд фолка и соула Кристи Мура и Джеймса Брауна.
В последний вечер фестиваля Национальная опера принесла в Гластонбери классическую культуру, исполнив вагнеровский "Полет валькирий".
Неувядающий Пол
Но главным событием стал субботний концерт Пола Маккартни.
"Как здорово наконец добраться до Гластонбери!" - провозгласил сэр Пол, завершивший на фестивале очередное мировое турне.
Ветеран вживую отыграл два с половиной часа, исполнив "Let It Be", "Hey, Jude", "Penny Lane", "Get Back", "Band On The Run", "Back In The USSR", "All My Loving", "I Saw Her Standing There", и другие бессмертные хиты, которые, чем больше слушаешь, тем больше слушать хочется. Особенно в исполнении сэра Пола.
"Видно, как ему самому нравится то, что он делает", - восхищенно сказал Майкл Ивс, организатор всех фестивалей в Гластонбери, начиная с 1970 года.
Тинейджеры вначале пытались демонстрировать непочтительность, подобную той, которой во времена их незабвенной юности отличались сами "битлы".
Когда сэр Пол заговорил со зрителями, вставляя в свою речь модные молодежные словечки, из толпы раздались крики: "Отстой!".
Но когда зазвучала музыка, контакт был полным. Под звуки "Hey, Jude", которую Маккартни всегда оставляет напоследок, ниспровергатели авторитетов раскачивались и подпевали, как один человек.
Уходя с концерта, Том Бишоп услышал, как парень с вытатуированным на плече голубем говорил своей подружке: "А все-таки вечер с Полом - это круто!".
"Обуржуазившийся" Гластонбери
Свою точку зрения на фестиваль предлагает леволиберальная газета "Гардиан". В редакционной статье говорится, что Гластонбери обуржуазился и стал такой же частью респектабельного "летнего сезона", как скачки в Эскоте и выставка цветов в Челси.
Ушел в прошлое непримиримый конфликт поколений. На фестивале можно было встретить подростков, приехавших вместе с битломанами-родителями.
Публика измельчала во всем, кроме объема талии, иронически замечает "Гардиан", мечтая о появлении новых бунтарей - таких, какими в 70-е годы стали панки.
Особое недовольство "Гардиан" вызвали проволочное ограждение высотой 14 футов и камеры наружного наблюдения.
Впрочем, то ли камеры помогли, то ли рок-фанаты стали дисциплинированнее, но за три дня фестиваля полиция зарегистрировала 278 правонарушений против 466 в прошлом году. Не говоря уж о "Гластонбери-2000", когда толпа просто разнесла сцену.
Единственным событием, серьезно омрачившим фестиваль, стала скоропостижная смерть 24-летнего зрителя. Полиция задержала двух женщин, предположительно продавших ему наркотики.
И еще одна деталь: хотя мероприятие проводилось, в том числе, под эгидой "Гринпис", с поля пришлось вывезти около 650 тонн мусора.
И все-таки ветеран-организатор Гластонбери Майкл Ивс считает, что его детище "год от года становится лучше".
Он считает, что на фестиваль с удовольствием пришли бы и полмиллиона человек, если бы поле могло их вместить.