АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ
"КоммерсантЪ" №73(2912) от 22.04.04
Вчера Госдума приняла во втором чтении поправки к закону 1993 года "Об авторском праве и смежных правах". Поправки разрабатывались в течение двух лет комитетом по культуре Госдумы и стали предметом противостояния нескольких заинтересованных группировок – зарубежных производителей фонограмм, отечественных заводов-производителей CD, конкурирующих авторских обществ. В итоге в окончательном виде принятые поправки не устраивают никого, кроме государственных чиновников.
Принятие законопроекта (о спорах вокруг него см. Ъ от 5.04.04) стало неожиданностью – на предыдущем пленарном заседании Госдумы поправки были сняты с повестки. Поспешность, по мнению экспертов, объясняется желанием продемонстрировать мировому сообществу решимость российских властей в борьбе с пиратством. "Россия должна была привести авторское законодательство в соответствие с требованиями ВТО",– поясняет начальник юридического отдела компании "Интеллект-консалтинг" Ирина Тулубьева. Для этого нужно было, как минимум, определить понятие авторского права в интернете и увеличить срок охраны авторских прав с 50 до 70 лет после смерти автора, что и было сделано.
Еще одним требованием мирового сообщества к российскому законодательству является соблюдение норм так называемой Бернской конвенции, и принятые поправки учли эти требования.
Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 году и согласно ей обязана охранять зарубежные музыкальные фонограммы с момента их издания на Западе (так называемая ретроактивная охрана). Однако в том же 1995 году российское правительство постановило охранять права только с момента присоединения к международным конвенциям, без обратной силы. Это дало возможность издавать бесплатно сборники, например, The Beatles или Rolling Stones. Годовой рынок таких фонограмм составляет в России около $10 млн.
Наконец, в законопроект введена статья "Технические средства защиты авторского права". Она поможет кодирующим вещание спутниковым каналам отстаивать свои права. "Раньше каналы пытались привлекать изготовителей пиратских карточек за нарушение своих авторских прав (что регулируется Гражданским кодексом), теперь могут привлекать их по ст. 146 УК за пиратство",– уверен один из разработчиков поправок, гендиректор ООО "ФТМ-Энтертейнмент" Сергей Семенов.
Правда, несмотря на нововведения, юристы уверены, что принятый вчера законопроект – компромиссный вариант, с большим количеством нестыковок. Он удовлетворяет лишь первоочередным требованиям ВТО, без которых присоединение к организации невозможно. Эксперты медиарынка отмечают, что законопроект строится на столь обтекаемых формулировках, что его вполне можно толковать как угодно. "Непонятно, как охраняются права на песню 'Yesterday', ведь права Джона Леннона охраняются 70 лет после его смерти, а соавтор Пол Маккартни живет и здравствует. Как эти права 'распиливать'?" – недоумевает главный эксперт информационного агентства Intermedia Александр Тихонов.
Наблюдатели сходятся во мнении, что поспешное принятие неоднозначно толкуемого экспертами законопроекта имеет одно объяснение. В начале апреля в США побывал министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф и в масштабном докладе уверял американские СМИ, что "Россия воюет с пиратами", а всю эту неделю перед американцами отчитывались министр образования и науки Андрей Фурсенко, руководитель Госторгинспекции Минэкономразвития РФ Надежда Назина и глава Федерального агентства по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борис Симонов.
Одной из причин этих визитов эксперты считают подготавливаемый в США "специальный доклад 301", посвященный проблемам охраны интеллектуальной собственности более чем в 70 странах мира, включая Россию. За публикацией доклада в мае может последовать отмена таможенных льгот на экспорт в США российских товаров, а по оценке 2003 года это более $380 млн. Готовит доклад управление торгового представителя США Роберта Зеллика, а сам господин Зеллик одновременно представляет США на переговорах рабочей группы по вступлению России в ВТО.