RSS:
Beatles.ru в Telegram:
|
|
Она развалила "Битлз"
Юбилей Йоко Оно битломаны всех стран - люди, для которых это имя значит больше, чем для кого бы то ни было еще, - вряд ли отметят пышными торжествами. Скорее всего для самой известной японки на свете у них не найдется ни единого теплого слова: так велика сила убеждения, только окрепшего со временем, что именно эта женщина стала причиной развала лучшей группы всех времен и народов.
Она, эта непонятная Йоко, смутила ум Джона Леннона, заставила его забыть о главном - о The Beatles и т.д. и т.п. И в общем, если сказать битломанам, что человек, стрелявший в Леннона, действовал по ее наущению, то в это, без особенных даже колебаний, поверит как минимум половина опрошенных: она, она его сгубила.
Врагов Йоко Оно можно понять: невесть откуда взявшаяся дама, непонятного роду-племени, путем совершенно неясных действий подчинила себе один из самых выдающихся и причудливых умов своего времени - да так, что он и шагу не делал без ее согласия. Собственные ее занятия также вряд ли кого могли успокоить: Йоко занималась вызывающими перформансами и пела, надо сказать, тоже не самым умиротворяющим образом.
Сама Йоко этот заряд всемирной антипатии переносила и переносит весьма стойко. Сказывается многолетняя практика - ведь и за свои работы она редко когда получала розы, все больше шипы. Разумеется, без ее романа с Ленноном она вряд ли снискала бы себе такую известность, но считать Йоко просто бесталанной нахалкой, выехавшей на горбу известного человека, было бы несправедливо.
Все-таки комплект ее собственных достижений довольно внушителен, и все это - от художественных работ до музыкальных записей - получало и получает положительную и очень уважительную оценку критики. В свои семьдесят Йоко Оно - заслуженная деятельница авангардного движения и в некотором смысле его идеальный портрет со всеми положенными чертами: ее концептуальное искусство непременно крайне радикально и направлено против сексизма, расизма, консьюмеризма и любого другого изма, с которыми увлеченно борется современный арт. Сперва она не производила вообще никаких объектов: Йоко делала все, чтобы ее искусство существовало только благодаря фантазии зрителей. Таким был, скажем, восьмидневный фестиваль танца, проходящий исключительно в умах участников (сейчас бы его назвали "виртуальным"); или белые картины, краски которых должны были представлять себе зрители. В середине 90-х прошли масштабные ретроспективы ее творчества, а шесть записанных ею дисков были изданы в качестве подарочного каталога. Однако в умах миллионов она по-прежнему занимает место "тени Леннона", и сама регулярно подтверждает этот образ очень жесткой защитой всего, что касается авторского наследия Джона.
|
|
|