RSS:
Beatles.ru в Telegram:
|
|
Песню не задушишь
Как издать старую запись. Инструкция.
Большинство аудиопиратов зарабатывают в основном на современной музыке. Но и старые записи приносят неплохие деньги. Всеобщая пиратская вольница начала – середины 90-х прошла. Десять и даже пять лет назад они еще могли позволить себе переиздавать советскую эстраду или ранний русский рок без разрешения авторов. Сейчас такое уже невозможно, поскольку отношения между авторами, правообладателями и издателями фактически урегулированы. И чтобы легально выпустить, скажем, песни Бернеса, Высоцкого или Цоя, потребуется немало времени, терпения и опыта. Новичку же понадобится что-то вроде инструкции.
Шаг первый. Следует помнить, что...
Авторские права на музыку и текст могут принадлежать самим авторам, их наследникам в течение определенного срока со дня смерти сочинителя, авторским обществам, музыкальным издательствам, а иногда и звукозаписывающим компаниям. Если вы затеете переиздание любимых старых западных хитов, никаких сложностей с авторскими правами не будет. (Поскольку СССР присоединился к конвенции по защите авторских прав только в 1973 году, западная музыка, записанная до этого времени, в России не охраняется.) Однако солидные компании все же предпочитают связываться с правообладателями на Западе, чтобы таким образом поддержать свою репутацию.
Шаг второй. Куда обращаться
Проще всего решаются проблемы с авторскими правами через Российское авторское общество (подробнее см. на стр. 52). Оно владеет огромной информационной базой авторов. Считается, что если автор не отказался от членства в этом обществе, то он в нем состоит. И если вы хотите, к примеру, переиздать запись, а автора не удается найти, можно заплатить в РАО и таким образом урегулировать этот вопрос.
Правда, многие авторы уже не распоряжаются правами на свои произведения. Они передают их музыкальным издательствам, а те уже становятся посредниками между звукозаписывающими компаниями и авторами. Издательства устанавливают стандартные ставки (размер авторских и исполнительских отчислений), которые зависят от носителя, тиража и прочих технических обстоятельств. И тут нередко случаются конфликты. С одной стороны, звукозаписывающие компании возмущаются тем, что издательства завышают ставки. С другой, не всегда довольны авторы или их наследники. Они жалуются, что их обманывают: не называют подлинного тиража или занижают ставки.
Шаг третий. Работа с автором
Поиски авторов иногда становятся настоящим мучением. Чтобы издать, скажем, сборник старых военных песен, нужно связаться со всеми правообладателями, разыскать авторов или их наследников, выяснить, кто распоряжается фонограммой. Кроме того, по закону об авторском праве, принятому в 1993 году, обладателями смежных прав стали также исполнители. Например, при переиздании Эдуарда Хиля необходимо договориться и c ним самим, и с фирмой «Мелодия», и со всеми композиторами и поэтами, которые принимали участие в записи. Хорошо, если сочинитель передал все свои права одному издательству, РАО или другому авторскому обществу. Хуже, если авторы сохранили права за собой или своими родственниками, – с ними сложнее договариваться. Еще печальнее, если творцы в погоне за наживой успели раздать права на разные произведения разным организациям.
Шаг третий. Как спеть чужую песню
Проблемы с авторскими правами возникают не только при переиздании старых записей, но и при создании кавер-версий (многие группы хотят исполнять чужие песни и включать их в свои альбомы). Тут потребуется еще и специальное разрешение – на переработку, то есть исполнение произведения не автором. Право на переработку могут дать лишь те издательства, которые обладают и авторскими правами, и смежными правами (то есть представляют также и исполнителя). Большинство авторов соглашаются на чужие интерпретации легко. Но некоторые правообладатели относятся к этому очень серьезно. Известно, что Марьяна Цой строго следила за тем, как прозвучат песни ее мужа в сборнике-трибьюте, посвященном его памяти, в котором участвовал целый ряд музыкантов.
Шаг четвертый. Поиск фонограммы
Обычно эта задача решается просто. Хочет ли записывающая компания переиздать архивную запись или собирается выпустить кавер-версию, ей придется идти в «Мелодию» или архивы Гостелерадиофонда, которые владеют практически всеми старыми фонограммами. Чтобы получить к ним доступ, заключается лицензионное соглашение. По словам главного редактора «Мелодии» Сергея Вихолайнена, фирма на этом неплохо зарабатывает. Если же владельца фонограммы найти не удается, то от выпуска пластинки придется отказаться.
Права и свободы
Иногда приходится откладывать работу над изданием пластинки до тех пор, пока наследники-правообладатели не договорятся между собой. Единственный жанр, в котором звукозаписывающие компании могут чувствовать себя относительно свободно, – трибьют. В принципе и в этом случае полагается улаживать все правовые вопросы. Но если даже авторские права будут соблюдены не полностью, подавать в суд на такие сборники считается дурным тоном, поскольку трибьют – издание для автора очень почетное.
Сложная процедура урегулирования авторских прав приводит к тому, что легальным фирмам труднее выпустить раритетную пластинку, чем подпольщикам. Хлопоты и затраты не окупаются. Пиратам, конечно, легче собрать хороший по составу сборник, поскольку не приходится ни с кем договариваться. Пиратов не волнуют дрязги между наследниками. Их не интересует, кто владеет фонограммой. Поэтому легальные деятели волей-неволей вынуждены ориентироваться на продукт, который издавать не так трудоемко, на который проще приобрести права, а потом получить прибыль, – следовательно, прежде всего на современную и массовую музыку. Именно на рынке массовой музыкальной продукции и происходит главная борьба с пиратами. России, занимающей по производству пиратских дисков второе место в мире после Китая, еще очень далеко до цивилизованных стран. Но и там полностью искоренить пиратство не удается.
На Западе пираты собирают, переиздают и архивируют раритетные записи. Они работают на меломанов и коллекционеров. Скажем, некоторые музыкальные авангардисты бесплатно соглашаются на переиздание своих сочинений и не возражают против пиратского копирования. То же самое происходит и с редкими концертными записями знаменитостей. Эти издания выходят мизерными тиражами, стоят приличных денег и иногда даже попадают на полки солидных магазинов.
Такое «элитное» пиратство существует и в России. Его не поощряют, но и не преследуют. Легальные же фирмы, чтобы поддержать свою репутацию, зачастую вынуждены отказываться даже от очень хороших проектов. Например, сейчас на одной из звукозаписывающих фирм решается судьба сборника неизвестных исполнителей русского шансона. В пластинку могли бы войти записи, сделанные в 60–70-е годы в кабаках и ресторанах. Но безымянных исполнителей найти невозможно. Авторские отчисления теоретически можно сделать через РАО, но смежные права урегулировать не с кем. Формально такое издание будет незаконным и поэтому скорее всего не осуществится.
Врезки:
Эфирное право
Авторские отчисления полагается платить за каждое публичное исполнение песен на концерте, по телевидению или на радио. Ставки копеечные, но если песня популярна, то, естественно, сумма может получиться вполне приличная. Большинство радиостанций заключает лицензионные договоры с РАО («Эхо Москвы», например, приобретало таким образом права на трансляцию выпусков «Радионяни», архивных литературных передач), через которое идут все авторские отчисления. РАО получает отчеты от радиостанций, а также ведет собственный учет. Обычно радиоведущие, если хотят включить в свою передачу старую запись, ни у кого разрешения не спрашивают, просто ставят в эфир все, что считают нужным, а потом пишут отчет. «Радио Ретро» использует записи из собственного архива, что-то получает у коллекционеров или у звукозаписывающих компаний. Все они соглашаются сотрудничать бесплатно.
Свободное плавание
Многие музыканты считают, что музыку следует распространять свободно и бесплатно. Они выкладывают свои новые песни и альбомы в Интернете в открытом доступе и совершенно не претендуют на защиту авторских прав. Они борются и с нелегальным изданием своих дисков. А некоторые группы и сами действуют вполне пиратскими методами. Совсем недавно на «Горбушке» появился первый диск харьковской группы 5nizza, которую довольно активно крутят на «Нашем радио» и приглашают на клубные концерты. 5nizza быстро набирает популярность и, естественно, могла бы рассчитывать на контракт с приличной звукозаписывающей компанией. Однако на пластинке Unplugged никаких известных логотипов не обнаружилось. Диск вообще выглядит как типичная пиратская продукция. Но пиратским его назвать нельзя, поскольку выпустили его не пираты, а сами музыканты. Группа предпочла самиздат, решив ни с кем не делиться и не вступать ни в какие общества. Конечно, теперь музыканты не могут рассчитывать на большие тиражи и распространение через солидные магазины. Но зато они остаются абсолютно свободными от каких бы то ни было обязательств по отношению к продавцам и записывающим компаниям. Конечно, 5nizza таким образом отказывается и от защиты закона. Но, как известно, сотрудничество с РАО, издательствами или записывающими компаниями тоже от пиратов не спасает.
|
|
|