Достояние республики
Лидер "Песняров" Владимир МУЛЯВИН: тридцать лет в официальном искусстве Беларуси
-Владимир Георгиевич, что вы слушали тридцать лет назад? Говоря проще, от какой музыки "Песняры" родились?
- Наверное, "Битлз" в первую очередь. По грамотности и направлению они нам ближе всего. Я, кстати, первые альбомы "Битлз" не любил, они мне до сих пор не нравятся.
- Почему?
- Я сам джазовый музыкант: для меня гармония рок-н-ролльных вещей представляется очень примитивной. У меня с восемнадцати лет был свой коллектив в Кузбассе - кузбасский неугольный оркестр, так сказать.
- За джаз пострадать пришлось?
- А как же! Я еще в пятнадцать лет в Свердловском музучилище создавал бэнд - так нас всех оттуда отчислили, девять человек, с формулировкой "за увлечение западной музыкой". Разъехались по разным городам, там опять поступали... Так что "Битлз" я чуть позже полюбил, после "Yesterday". Прослушал раз, потом еще десять - и понял, что вот тут и начинается музыка.
- Откуда же фолк?
- В Минске, куда я приехал, джаза в конце 60-х не было; я увлекся фолк-роком. Вначале я хотел сделать общеславянский ансамбль: совместить русский, украинский и белорусский фольклор плюс немного польского. Они казались так похожи, но - на четырех стульях не усидишь. Это только кажется, что все одинаково - по текстам, голосоведению, мелодике; а на самом деле...
- Общеславянская интеграция не проходит?
- Можно сказать и так... Русским фольклором к тому времени удачно занимался "Ариэль", и я углубился в белорусский: стал ездить в экспедиции, собирать песни - очень мелодичные, наивные и мудрые... Жалко было, что такое богатство пропадало.
- Идею "Песняров" вы пробивали в Минске или через Москву?
- Через Москву, конечно. Наши корифеи-фольклористы считали, что мы искажаем народную песню. Не запрещали, нет - но настоятельно советовали "лучше не браться". Тогда мы нелегально поехали в Москву - аккомпанирующей группой на конкурс, посвященный 100-летию Ленина. Выступили там и сами, стали победителями.
- Кто был председателем жюри?
- Утесов. Но главную оценку выставил нам седой мужчина, пришедший в гримерку после первого тура. Он сказал: "Если вам не дадут первую премию, то считайте их дураками. Это говорю вам я - Цфасман". С этим уже можно было и уходить со сцены...
Фактически в 70-х мы стали единственной выездной группой. На фестивале в Каннах "Песняры" получили приглашение в 23 страны. Но наш сопровождающий сразу же начал: "Так нельзя, надо ехать в Москву". Настойчивым оказался только американец: год долбил Госконцерт, пока не выбил для нас тур по Штатам. Только по американцам работали, тысячные залы брали, тринадцать штатов объездили и диск на "Коламбии" записали. За четыре дня, в страшной спешке - мне он до сих пор не нравится. Зато за день до нас на этой студии записывалась группа "Чикаго", и мы играли на их инструментах.
- С кем в одних концертах играть доводилось?
- Много с кем. С Харрисоном, покойным, в Каннах играли. Обаяние от него шло - прямо светился весь. С Элтоном Джоном и Стингом по очереди работали на фестивале в Аризоне шесть лет назад. Интересный фестиваль, экуменический, "Полное единство" называется. Туда приезжают старые хиппи, которые теперь - крупные чиновники. Но там они надевают положенные фенечки, а при отъезде убирают за собой тот национальный парк, который выделяют для фестиваля. Аризона мне вообще очень нравится, это настоящая Америка.
- Чем именно?
- Там даже негров не увидишь (Смеется.). Они боятся туда ездить: Техас рядом...
- В Кливленд, к белорусской диаспоре, не ездили с концертами?
- Нет, это уже политика, а мы не по этому делу. Хватило того, что на одном из концертов в Нью-Йорке на сцену выскочила женщина и стала читать по-белорусски целый доклад, поливая Лукашенко. Оно нам надо?..
- У вас есть официальный статус в Беларуси?
- Есть статус национального достояния, сейчас строят нам студию. И свобода у нас есть, никто не ограничивает.
- А нет сейчас желания утяжелиться и дать форы какому-нибудь "Рамштайну", но на белорусском материале?
- Мы недавно получили приглашение в Германию на месяц... Тяжелый рок я люблю, "Металлику" особенно. Однако мы тут все отстали на пятнадцать лет как минимум. Надо записать альбом свежих песен - оставить прежний стиль, но грамотно его подать. В России надо кому-то продаться, а я не хочу в парилках играть.
- Про что ваши новые песни?
- Есть замечательный поэт белорусский, Пятрусь Макаль, он недавно умер. Делаю альбом на его стихи. "Монолог породистой собаки", например. "Я - известной породы собака, знаю, кого укусить, а кого лизнуть..." А в конце вопрос такой: "А вы смаглi бы на карачках усё жыццё?". Очень жизненные стихи.
|