Более 10000 заявок собрал конкурс социальных изобретателей, объявленный «Комсомольской правдой». В них — конкретные предложения советской молодежи, направленные на усовершенствование различных сторон жизни нашего государства. Наука и техника, народное хозяйство, сфера досуга, овладение знаниями и культурой — точки приложения творческих дерзаний изобретателей. Большинство из предложенных проектов реально осуществимы. Многие из них уже внедряются в жизнь. Задача комсомольских комитетов — всемерно поддерживать ростки инициативы. Именно об этом шла речь на XXVII съезде КПСС. Открывая новую рубрику «Внедрение молодежной инициативы», мы совместно с «Комсомольской правдой» постараемся не только рассказать о лучших заявках на социальное изобретение и их авторах, но и привлечь к замыслам изобретателей внимание заинтересованных министерств и ведомств. Помогая осуществить задуманное, «Собеседник» намерен также привлечь к обсуждению проблем молодежной инициативы широкий круг своих читателей.
Контакт? Есть контакт!
— Да, я не могу жить без тяжелого рока! За что люблю его? Ритм четкий, и вообще... классно. А что поют — какая разница? «Металлисты» — так они себя называют. Кто они? Обычные школьники, учащиеся ПТУ, студенты. Правда, некоторые из них выглядят не совсем обычно: в черных ошейниках и с всклокоченными волосами, с цепочками на запястьях и в перчатках с металлическими кнопками. От таких осуждающе отворачиваются и опасливо сторонятся на улицах. Молодежь на них смотрит по-разному: кто с недоумением, кто с затаенным интересом. Среди них есть и отличники, и школьные активисты. Но все они — любители тяжелого, «металлического рока», течения западной музыки, особенно распространившегося в последнее время. «Тяжелый металл», он же «металлический рок»,— музыкальный стиль, родившийся путем предельного упрощения обычного тяжелого рока. Стиль характеризуется навязчивым повторением примитивной темы на фоне основной мелодии. Непременные атрибуты — высокий уровень звука, жесткий ритм, взвинченная манера исполнения песен. С конца 70-х число «металлических» групп резко увеличилось. Основная мелодия в их композициях еще более упростилась, тексты скатились до полной убогости, зато сценический антураж приобрел самые изощренные формы. «Тяжелый металл» —- прямая музыкальная атака на психику, вызывающая ответную реакцию, настолько же примитивную, как и возбудитель. Антураж, одежда, украшения, жестикуляция тоже «работают» на восприятие, поэтому увлечение «металлической» музыкой диктует особый, легко различимый стиль поведения. Можно закрыть глаза, делая вид, что проблемы не существует. Но о ней будут напоминать и надписи на заборах, и ходящие из рук в руки диски, журналы, плакаты с изображением рок-звезд, музыка, гремящая из окон домов. Можно их осуждать, ругать на собраниях и в присутствии родителей. А можно... Впрочем, давайте побываем на необычной встрече, которая состоялась в Ждановском Доме пионеров города Москвы. В зале — любители рока. За пультом — группа ребят, возрастом чуть постарше тех, кто в зале. «Шелушащееся снаружи и сгнившее внутри чудовище вместе с седыми старыми вурдалаками вылезает из могилы и хватает тебя холодными руками за горло. Смерть проникает в тебя, и ты не в силах сопротивляться»... Это буквальный перевод полюбившейся вам композиции Майкла Джексона «Триллер». Интересно, как бы вы себя почувствовали, услышав такой текст из радиоприемника на кухне? Один из ведущих, словно реагируя на возникший в зале шумок потрясения, нажимает кнопку магнитофона. Динамики работают на полную мощь. Майкл Джексон улыбается со слайда...
Нам показалось, что ответная реакция зала стала значительно холодней, чем перед информационной справкой ведущего. Кто они — эти ребята за пультом? Группа Вадима Авилова — так их называют в школах и ПТУ. Они же себя именуют специальной группой по работе с молодежью в сфере увлечений музыкой, ВИА и модой. Их мы еще представим. А пока — вернемся в зал. Кумиры, даже ложные, без боя не сдаются. И наверное, естественными были и затаенная обида, и даже раздражение, порой мелькающие в глазах под низкими челками и взбитыми чубами. Трудно расставаться с привычными привязанностями, но их «идолов» на сей раз не жалели. Вместе с тем ведущие и не ожидали безропотного согласия публики. Ее предупредили сразу: программа может быть прервана в любой момент. Спорить, возражать, опровергать разрешается. Хотите защищать? Пожалуйста! Но если в зале опираются на эмоции и слухи, за пультом стараются подтвердить каждое слово ссылками на различные издания.
Станислав Кончаков: «Нас часто спрашивают, сколько мы получаем за свои выступления перед «металлистами». И когда узнают, что материальной выгоды — никакой, возникает недоверие... Это очень серьезно: объяснить людям, зачем мы это делаем».
За один вечер убеждения не изменишь. Настроение — можно, но к этому ведущие вроде бы и не стремились. Они просто высказывали свою точку зрения и вслушивались в мнения оппонентов. Реплики «с места» продолжались, а мы поняли, чтб нас поразило в обстановке то ли дискотеки, то ли диспута — не в названии дело. Уровень разговора! Ведущие старались вести его, не меняя своей позиции, не подлаживаясь под зрителей, не боясь вызвать огонь на себя. И оборонялись наиболее корректными способами: знаниями, эрудицией, фактами. А разве иначе можно завоевать уважение, вызвать на искренний спор? Спор, с которого начинается контакт. Тот, что лучше всяких запретов пошатнет совсем не случайно раздутый авторитет рок-кумиров.
— С нами о музыке вообще никто никогда не разговаривал. Запрещают только — это признание, прозвучавшее в конце вечера, кажется нам характерным.
Что может получиться из возникшего контакта, мы попробуем выяснить, познакомив вас со специальной группой пропагандистов Ждановского РК ВЛКСМ Москвы, с ее планами, реальными перспективами и конкретными проблемами. Итак, давайте знакомиться.
Буквальный перевод: «О чем же поет Оззи Осборн? Вот одно из его «откровений»: «Я знаю точно, что сойду с ума. Трещит, кружится от боли голова. Послушай, друг, хоть чем-то помоги! Возьми и выпусти наружу мне мозги...» Скажите, может ли нормальному человеку понравиться эта песня?» Из выступления группы В. Авилова перед подростками.
Диалог после встречи:
— Помощь нужна? — А чем вы можете помочь? — Есть диски — последние. И записи — студийные, высший класс! — Где вы их берете? — Наше дело... Так приносить?
Кто мы такие? Мы — подвижники
Вадим Авилов, старший научный сотрудник ВНИИ мясной промышленности (ВНИИ МП). Станислав Кончаков, ассистент кафедры экономикой планирования Московского технологического института мясной и молочной промышленности. Николай Усанков, инженер кафедры физики этого же института. Андрей Гаевой, замсекретаря комитета комсомола ВНИИ МП по идеологии. Александр Прохоров, сотрудник Всесоюзного кардиологического научного центра.
— Официально мы называемся специальной «группой пропагандистов по работе с молодежью в сфере увлечений музыкой, ВИА, модой». Есть и постановление Ждановского РК ВЛКСМ, принятое 23 января 1985 года, по организации нашей группы. Мы изучаем, по сути дела, негативные увлечения подростков западной символикой, бездумное подражание вывихам моды, фанатизм рокеров. Это — первая задача. Однако мы стремимся не только развенчать лжекумиров рока, но и показать заданность, пагубность пропаганды закордонного образа жизни. Другой вопрос — получается ли это у нас так, как хотелось бы, и что этому мешает? Для нас самая «случайная» аудитория — не случайна. Популярность музыки — понятие больше социальное, нежели чисто музыкальное. В свое время Сервантес сказал замечательную фразу: «Там, где звучит музыка, плохо быть не может*. Кто виноват, что старинная мудрость устарела? Мы стараемся ответить. С помощью тех, кто музыку потребляет.
— Но общаетесь вы с ними довольно резко. Аудиторию не отпугивает нелицеприятное мнение о предмете разговора?
— Поймите, мы не играем с молодежью в идеологический спор. Что же делать, если наше мнение об их кумирах именно таково? Зато высказываемся честно. Разве может отпугнуть честное слово? Настоящий спор — это прежде всего анализ: своих увлечений, привычек, пристрастий и в конечном итоге себя самого. Состояние, в котором молодой человек бессознательно «фанатеет», довольно устойчиво. Гладенькой «дежурной» лекцией здесь не поможешь: нужны очень сильные ощущения. Какой фильтр способны поставить преподаватели ПТУ и школ между леденящими их душу звуками новомодной музыки и ушами подростков? Запрет — других мер пока нет. Как тут не вспомнить наши благополучные дискотеки с утвержденными программами, ведущие которых бесстрастно делают вид, будто бы «тяжелого металла» не существует. Разве что иногда, в отсутствие начальства, крутанут тайком «киссов», чтобы показать свое сочувствие к танцующим. Впрочем, не сочувствие это, а мелкая сделка. Ничего общего не имеет с подобным «подмигиванием» контакт, которого добиваемся мы. Но объяснять это приходится людям, в прямом и переносном смысле далеким от подростков. Однажды к нам на программу пришло руководство института. Минут двадцать смотрели и слушали. Мы, естественно, недоумевали, чем обязаны столь «высокому посещению», но причина выяснилась быстро: «Нам сообщили, что вы тут порнографию показываете»...
— Мы знаем, что ваш руководитель Вадим Авилов сам два года был секретарем комитета комсомола института. Чем пригодился этот опыт?
— Умением собирать бумажки! Странно? Мы сначала тоже не понимали, зачем нам делопроизводство. В качестве оправдательного документа. Ведь всегда и везде первый вопрос: «Кто вы такие?» Вот, пожалуйста, документы — убедитесь! Обидно, конечно. Мы, честно говоря, добиваясь постановления райкома, не на помощь рассчитывали, а на документированную легальность. Ведь многих пугает даже то, что мы бесплатно работаем. Есть еще один «убийственный» вопрос: «Где вы берете информацию?» Хотя уместнее всего спросить в ответ: «А где нам ее брать?» Райком комсомола даже «Мелодии и ритмы» и «Нойес лебен» (издания ГДР) выписать не в состоянии. Зато у наших «подопечных» с информацией все в порядке — от новейших журналов до новейших дисков. Плюс регулярная «помощь» «голосов». Так вот, информация у них есть, а пользоваться они ею не умеют. Потому и просят помочь. Нам их помощь тоже необходима. Такой добровольный обмен информацией отлично сближает стороны и является важнейшей частью нашей работы. Ведь мы своего отношения к «кумирам» от подростков не скрываем: раз они после этого к нам обратились, значит, внутренне готовы к тому, чтобы их переубедили.
— Выходит, контакт найден?
— Если бы так просто! Вы сами слышали восторженный свист пои появлении слайда Майкла Джексона. Бывало, что пьяные подростки самозабвенно кричали в ответ на наши разоблачения: «Не верю! Не верю!» Нет, мы не питаем иллюзий насчет того, что музыкальные увлечения подростков не связаны с их образом мыслей, чувств и поступков. Поэтому и совершенствуем методы нахождения контактов. В группе появилось «разделение труда»: Вадим специализируется в качестве ведущего, Кончаков «заведует» «тяжелым роком», Гаевой «отвечает» за движение хиппи, Прохоров — по части «влияния рока на здоровье», Усанков — звукооператор. Впрочем, взаимозаменяемость у нас полная.
— На наш взгляд, ваша инициатива способна совершенствоваться не только вглубь, но и широко распространяться.
— Это больной вопрос. Наша аудитория многим кажется неудобной. Но нам она дорога потому, что здесь отсутствует равнодушие. То, с чем бороться труднее всего. А примеров равнодушного отношения к нашей работе — сколько угодно. Пожимают руки, дарят гвоздички и... все. Ждите, как говорится, дальнейших приглашений. Мы их стараемся искать, а не ждать, понимая, что музыкальные диалоги с молодежью должны проводиться не от раза к разу, а систематически, что нужна постоянная база в районе, что пора думать о создании актива из наших «подопечных».
«Молодых людей 80-х годов отличают широкий кругозор, образованность, энергия. Они... заряжены на действие, ищут возможности проявить себя во всех областях общественной жизни. И комсомол должен всемерно поддерживать это стремление... Причем эта работа, как никакая другая, должна носить поисковый характер, быть интересной и близкой юношеству, прочно связанной с запросами молодых людей в производстве, учебе и быту, в использовании свободного времени». Из Политического доклада Центрального Комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза.
Мнение: «Назло буду слушать металлическим рок». Всем, кто ругает рок, не разбираясь в музыке. Вот так... Хотя лично я люблю - итальянцев». Елена Бельчикова, 17 лет.
Мнение: «Прослушав в наушнмвах «металл», я чувствую, как в меня вливается энергия. Хочется действовать, двигать мебель, честное слово! — Двигаешь? — Я нет. Но у меня есть два друга, увлекающиеся каратэ: выходят на улицу и тренируются... Нет, только между собой — пока». Из беседы с любителем рока.
Есть контакт! Собеседники Сергея Беднова, заведующего отделом пропаганды Ждановского РК ВЛКСМ. - музыканты самодеятельной рок-группы «Дефицит».
«За» и «против»
По инициативе «Собеседника» в Ждановском РК ВЛКСМ проведен «круглый стол» комсомольских работников. Группа Авилова продемонстрировала приемы своей работы. Коротко приведем наиболее характерные мнения участников заседания.
И. Павлов, заведующий отделом пропаганды Ленинградского РК ВЛКСМ Москвы:
— То, чем занимается группа Авилова,— это настоящая пропаганда западной музыки. А это, согласитесь, не совсем то, что нам надо. Ведь у нас не так много ансамблей, которые могут составить «им» достойную конкуренцию. Поэтому к этим вопросам надо подходить очень осторожно.
В. Березовский, заведующий отделом пропаганды Севастопольского РК ВЛКСМ Москвы:
— Товарищи! Почему до сих пор таким важным делом занимаются кустари-одиночки? Такую работу с молодежью надо ставить на индустриальную основу.
В. Маркин, инструктор отдела пропаганды Фрунзенского РК ВЛКСМ Москвы:
— Работа группы Вадима Авилова — вчерашний день. Все это сто раз было. У нас в райкоме второй год десяток таких программ лежит... Так что не будем терять времени даром!
В. Быков, секретарь Московского ГК ВЛКСМ:
— Связь между музыкальными пристрастиями и идейным уровнем молодежи сейчас очевидна. Мы довольно долго ее не замечали. И пока дожди смывали с заборов названия зарубежных групп, райкомовцы отдалялись от комсомольцев. Теперь мы возмущаемся, что молодежь холодно относится к нашим инициативам. Но не реакция ли это на игнорирование нами их увлечений? Для того чтобы увлечь молодых людей большими делами, необходимо найти с ними точки соприкосновения. В этом смысле музыка должна стать нашим союзником. Когда подросток придет в райком не по вызову, а по «личному делу», тогда и появится контакт, в котором не будет разделения на «их» и «наши» интересы. Группа Авилова занимается важнейшим сегодня делом.
Правда о лжекумирах: «Сид Вишшез (в переводе порочный) - солист группы «Секс пистолз» был найден в отеле с девушкой, которую он зверски убил в состоянии наркотического бреда. Отпущен под залог из тюрьмы, после чего пыталя зарезать своего брата, повесится и только потом умер, отравившись героином. Ужасы на сцене, разыгрываемые Сидом, перешли в ужасы жизни».
Мнение: «Не понимаю, что страшного в «Триллере»? Все эти монстры и вурдалаки глупость, конечно, но забавная. Я. например, убежденный любитель харл-рока. Притом комсорг класса, круглый отличник... Нет. фамилию не скажу». Сергей. 17 лет.
Мнение: «У нас ведь есть свои популярные рок-группы. Но их концерты большая редкость. Не меньшая, чем хороший диск. Вот и прихолится ребятам выступать не попало...» Анатолий Толстых, 18 лет.
Подвижникам — верить!
Признаемся сразу: мнение Владимира Быкова — нам по душе. «Закрыть и — точка!» — легче всего. Группа В. Авилова планомерно и сосредоточенно ведет работу с неформальными объединениями молодежи. У вас — другое мнение? «Собеседник» предоставит широкому кругу читателей возможность высказать его. А пока — о важности поддержки социальных изобретателей комсомольскими органами. Об этом говорил на заседании «круглого стола» первый секретарь Ждановского РК ВЛКСМ Аркадий Мурачев. Признавая, что такая форма диалога с любителями музыки может иметь недостатки, Аркадий просил совета, спрашивал о наличии другого опыта. Объясняя, что группа показала лишь отрывки из программы, приглашал всех на конкретное мероприятие в Доме пионеров, для продолжения разговора. Воспользовались приглашением... всего два района из тридцати трех. Почему? Ведь речь шла о той самой инициативе снизу, к которой мы неустанно взываем с трибун комсомольских собраний. Как могли не схватиться за нее люди, кровно, казалось бы, заинтересованные в поиске новых форм пропагандистской работы? Даже простое приглашение, как видите, может вырасти в долгосрочную проблему. Когда же инициатива появляется не где-нибудь, а у себя, проблема возрастает многократно. Эта работа сегодня требует серьезного материального обеспечения. Нужны магнитофоны, пленка, слайды и кинопроектор. Где взять деньги? Нужно помещение — его днем с огнем не сыщешь. Нужны в конце концов ставки, а этот вопрос вообще из области фантастики. Три года работает группа Авилова в качестве «заезжих гастролеров», три года перебивается на старенькой аппаратуре, три года собирает информацию «с миру по нитке», три года является единственным в районе инициатором обмена опытом. И — будем откровенны — во многом ли изменилось их положение с 23 января 1985 года? Изменилось. После активного вмешательства «Собеседника». Одного звонка Аркадия Мурачева во ВНИИ МП оказалось достаточно, чтобы в институте нашлась аппаратура. Заведующий кабинетом комсомольской работы Сергей Сининский пообещал организовать абонемент на прекрасной базе — местной дискотеке «Золотая середина», чтобы группа могла работать планомерно. Появилась у ребят Авилова и собственная база: на наших глазах управляющий районным трестом столовых и ресторанов Н. П. Лобзов подписал договор о создании молодежного кафе-клуба, которое, по уверению Аркадия Мурачева, начнет действовать в ближайшее время. Мы не хотим переоценивать факт участия газеты в судьбе данной молодежной инициативы. Время сейчас такое — невозможно прикрывать бездействие обтекаемыми фразами. Поняли это в Ждановском РК ВЛКСМ и стали действовать — без промедления. Так что же, вопрос решен? Подождем, пожалуй, с авансами. Инертность, неумение перестраиваться, встречать новое без опаски — не настолько легкие недуги, чтобы можно было похоронить их в одночасье. Поэтому говорить о результатах рано. Впрочем... — Есть новость! — не поздоровавшись, закричал Авилов.— В райком пришли наши «трудные» — предложили организовать конференцию по «металлическому року». Не знаю пока, что из этого получится, но — получится! Ведь они же не куда-нибудь, в райком пришли, понимаете?!
Операцию по внедрению инициативы провели Андрей Васильев, Александр Куприянов, Игорь Черняк. Фото Ашота Арутюнова, Евгения Шелешнева.
Итак, мнения комсомольских работников об инициативе Ждановского райкома комсомола разделились. А как считаешь ты, читатель? Внедряем «талон действенности молодежной инициативы».
Вырежь и пришли в редакцию 1. Поддерживаю мнение В. Быкова, потому что ......... 2. Поддерживаю мнение В. Маркина и И. Павлова, потому что ......... 3. На мой взгляд, работа группы В. Авилова нуждается в усовершенствовании ......... 4. Кикой социально значимой молодежной инициативе в вашем поселке, районе, городе нужна помощь комсомольских комитетов и редакции «Собеседника»? ......... 5. Несколько слов о себе ......... Ждем ваших писем. На конверте не забудьте сделать пометку: «Инициатива-86». Наш адрес: 101484, ГСП-4, Москва, ул. Новослободская, 73.
О чем же поет Оззи Осборн? Вот одно из его «откровений»: Я знаю точно, что сойду с ума. Трещит, кружится от боли голова. Послушай, друг, хоть чем-то помоги! Возьми и выпусти наружу мне мозги...