Главная / Книги / Периодика / Статьи / "Королева была такой крошкой" Пол Маккартни — о Джоне Ленноне, Йоко Оно, Елизавете II и невероятных совпадениях: Esquire (meduza.io - 7 июля 2015 года)
"«...Мы могли никогда не встретиться. Мы знали, что мы особенные. В нас было что-то, чего не было у остальных групп. Вот так все и произошло»"
Полу Маккартни — 73, почти всю свою жизнь он играет музыку и не планирует останавливаться. Один из наиболее известных и влиятельных поп-композиторов современности, вписавший себя в историю не только как участник The Beatles, но и сольный музыкант, не собирается уходить на пенсию, сидеть дома, смотреть телевизор и играть в гольф. Журналист британского Esquire Алекс Байлмс встретился с Маккартни во время его тура по Японии — получился откровенный разговор о музыке, концертах, смерти Леннона и о многом другом. «Медуза» приводит самые интересные выдержки из интервью Пола Маккартни в августовском номере британского Esquire.
Об уходе на покой
У Маккартни отличная команда музыкантов, он любит выступать и обожает, когда его музыка нравится людям. «Я все еще наслаждаюсь пением. Что мне с этим сделать? Многие уходят на покой и тут же выдыхаются», — говорит он. Маккартни рассказывает, что им до сих пор движет страсть новых достижений; он никогда — даже в лучшие годы The Beatles — не чувствовал, что достиг всего, что мог. Даже сейчас на каждом своем концерте он думает, что может спеть и сыграть лучше, чем прежде. Точно таким же был и Джон Леннон, говорит он.
О песнях
Многочасовые шоу (обычный 40-песенный концерт Маккартни длится за три часа) для него норма. Многие годы после распада The Beatles он не играл их песни, но сейчас никаких проблем со старыми композициями нет. По словам Маккартни, люди хотят слышать старые хиты, и он сам не исключение: «Я не хочу смотреть, как Rolling Stones играют свой новый альбом. Я хочу 'Satisfaction', 'Honky Tonk Women', 'Ruby Tuesday'».
Собственные песни до сих пор трогают Маккартни, но совсем не так, как слушателей. Если бы он переживал их как поклонники, то не мог бы петь — и плакал весь концерт. Маккартни признается: он может расчувствоваться при виде хотя бы одного человека в толпе, который смахивает слезу под «Here Today» — очень личную песню о Ленноне, их дружбе и отношениях. Самыми важными своими стихами Маккартни считает текст песни «Why Don’t We Do It in the Road» — в ней только две строчки.
О буднях знаменитости
Маккартни живет в статусе суперзвезды всю свою сознательную жизнь, но в интервью Esquire признается, что все еще помнит, каково это — когда тебя не пускают в клубы, у тебя нет денег и ты не можешь подкатывать к девушкам. Быть известным нетрудно, пока не наступает момент, когда хочется спрятаться от мира — например, так было после распада The Beatles. По словам Маккартни, однажды он сказал себе: «Хорошо, ты знаменит, но ты сам выбрал этот путь. Тебе некого винить, кроме себя».
Сэр Пол, несмотря на рыцарский титул, считает себя таким же простым парнем из Ливерпуля, каким он был когда-то, которому неинтересно быть частью британского истеблишмента.
«Я не тусуюсь с аристократами. Я их особо и не знаю. Когда я стал сэром, речь об этом зашла. Я подумал — ну, наверное, нужно будет ходить на банкеты с остальными сэрами. Но вот в чем дело: женщины, которые мне нравятся, такое не ценят. <…> Я говорю иногда: „Может стоит сходить! Вдруг будет неплохо!“ А ответ такой: „Нет, давай не надо. Пойдем лучше в кино“».
О королеве
Когда Пол Маккартни учился в школе, королева Елизавета II была молода и крайне привлекательна — и нравилась будущему «битлу». По словам Маккартни, он восхищался внешностью королевы, однако так и не признался ей в этом при личной встрече, предпочитая флиртовать через прессу.
«Когда мы росли, она была такой крошкой. О, да. Мы были 11-летние, она — 21-летняя и красивая. Ну и фигура у нее была».
О Джоне Ленноне и Йоко Оно
После того, как The Beatles распались, все четверо «битлов» воспринимались как равноправные участники великой группы, но после убийства Леннона он превратился в мученика, и историю принялись переписывать. Начали происходить странные вещи, рассказывает Маккартни: он вспоминает, как Йоко Оно говорила журналистам, будто Пол ничем значимым в The Beatles не занимался и просто забронировал студию.
«Знаете, иди-ка ты к черту, дорогая. Все, что я сделал, это забронировал чертову студию? Да, хорошо, теперь люди знают, что это не так. Но вот такое происходило».
Маккартни с заметным раздражением рассуждает и о споре по поводу порядка фамилий в указании авторства песен. В 1996 году, когда выходило очередное переиздание песен The Beatles, издатели (среди них была и Йоко Оно) решили отказаться от знаменитого Леннон/Маккартни и указать полные имена Джона и Пола. Против прежнего варианта Маккартни ничего не имел — в конце концов, он звучал как бренд; однако новое написание, по мнению сэра Пола, подчеркивало, что первую роль в тандеме играл Леннон. В итоге Маккартни попросил, чтобы в описании отдельных песен (в числе 'Yesterday', которую он написал и записал самостоятельно) его имя и фамилия стояли первыми. Йоко Оно сперва согласилась, но потом изменила свое мнение, отмечает Маккартни.
«Сейчас я привожу такой аргумент: вы идете в кино и на билете написано „Мисс конгени-“, а на „-альность“ места не хватило. Вот что начинает происходить: „Песня Джона Леннона и -“. Знаете, на экране айпада вечно не хватает места, поэтому важно, кто идет перед кем».
Об удаче
По словам Маккартни, чем дольше он живет, тем больше убеждается в силе невероятного и счастливого совпадения, которое свело его с Джорджем Харрисоном, Ринго Старром и Джоном Ленноном. Маккартни отмечает, что успех The Beatles был не только удачей — они действительно умели играть, и у каждого был свой особенный талант, а также все они писали свои песни. «Может ли это произойти еще раз? Не знаю. Желаю всем только хорошего, но я думаю, не может», — говорит он.