Главная / Книги / Периодика / Статьи / Джон Леннон «Леннон вспоминает» / «Всё, что я хочу сказать» Gonzo, Екатеринбург, 2014 (Контр@банда - 21 апреля 2015 года)
Книга – мечта, книга – фантастика, книга, опоздавшая к нам на много лет. Содержание – интервью великого музыканта, одного из символов прошлого века – Джона Леннона, которые он дал в две разные эпохи жизни.
Издание логично тоже поделено на два тома. В первом – разговор 1970 года с Яном Веннером для Rolling Stone. Это более нервная часть. Второй том – двадцать часов рассудительного интервью Дэвида Шеффа для журнала Playboy (1980), проходившего во время работы над альбомом «Double Fantasy», и вышедшего за несколько дней до гибели Леннона. Книги разные и Ленноны тут - разные. Противоречий нет, но читая вторую книжку, забыть про первую нельзя. Книги содержат очень много информации, и фактической и, в первую очередь, эмоциональной. Для них были заново расшифрованы записи интервью. Идет разговор о том, что десятилетиями жило у нас в слухах и пересказах. Темы - распад The Beatles, эпизоды карьеры, рассказ о песнях, демонстрации в постели, ругание друзей, философия и религия, творчество и будущее. Кажется, что Джон специально стремится обидеть коллег, чтобы отдалиться от них. Тут же детали легендарной дрязги Кляйн-Истмен, которая кому-то представлялась одной из причин распада великой группы. Говорит про наркотики, про отношение к революции (и к событию, и к песне), рассказывает про знакомство с Йоко Оно. Она - рядом, но если в первом томе – в основном поддакивает, то во втором, став директором, соавтором и «заведуюшей всем», говорит больше и жестче. Джон охотно рассказывает про Йоко, , а про первую жену Синтию, ушедшую из жизни совсем недавно, сдержано и высокомерно. От нее - первый сын Леннона - Джулиан, не получивший столько заботы от отца, как сын Йоко - Шон, но говорит о нем Джон светло и с надеждой.
Одна из черт второй книги – потрясающая художественная законченность речи позднего Леннона. Почти в каждом абзаце есть яркий афоризм и удивительно, почему они не разошлись на карманные цитатники. Важейшая тема – феминизм. Трудно найти пример более разумного понимания и реализации этой темы. Она связана с превращением Джона в домохозяина при бизнесвумен Йоко, многолетнего отказа от публичности, ухода со сцены ради воспитания сына. Это исповедь одного из самых великих подкаблучников в истории. Феминизм у пары Джон-Йоко не выглядит сладостно, но они твердо знают, что именно - справедливо. Леннон, величайший автор XX века, тут человек – он злится, наговаривает и придирается, дозированно говорит о душевных слабостях и всегда выруливает на акции, события. То, что сейчас назвали бы пиаром, было для него естественным состоянием в общении с прессой. Леннон планирует жизнь, не имея впереди даже года. Но музыкант этого не знает, мы же, читающие – знаем. Такая ситуация, такая книга, сама по себе - роман на грани истерики, сценарий фильма.
Джон и Йоко, кажется, чувствовали себя почти основателями религии. Они знали ответы на многие вопросы, но философия Леннона слишком ясна для современности – она предполагает действие. Пока что более медийными, судя по портретам на майках и письменам на стенах подъездов, оказались Марли, Моррисон, Кобейн и Хендрикс. Джон отстал в гонке брендов. Это радует, это значит, что его труднее продать. Книга была нужна, как воздух, у нас тысячам и тысячам - в 70-е. Сейчас и тираж, и интерес уже не те. Но и заводить разговоры про «документ эпохи» не надо. То, что волновало Джона и Йоко – насилие, взаимоотношения полов, искренность и актерство, смысл политики и цель творчества - все это так же серьезно звучит и сейчас. И решать эти проблемы будет все равно – каждый.