Музыкальный гибрид
В московском зале "Россия" Лондонский королевский филармонический оркестр под управлением Дэвида Арнольда исполнит произведения группы "Битлз", аранжированные для симфонического оркестра
После единственного московского концерта гастроли оркестра продолжатся в Санкт-Петербурге и Таллине. В преддверии гастролей с Дэвидом АРНОЛЬДОМ встретился наш лондонский корреспондент Ефим БАРБАН.
- Наверняка многие российские слушатели удивятся, что известный симфонический оркестр решил включить в свой репертуар музыку "Битлз". Что вас подвигло это сделать?
- Я убежден, что если бы музыканты "Битлз" родились в другой социальной среде или в другую эпоху, то, судя по качеству их мелодий, они могли бы стать незаурядными композиторами классической музыки. Думаю, что мелодии, которые они сочиняли, вполне выдерживают сравнение с музыкой Чайковского или Рахманинова. Однако из-за того, что их музыка исполнялась лишь с помощью гитар и ударных инструментов, ее подлинный художественный потенциал не был до конца выявлен. Для этого пришлось оркестровать музыку "Битлз" для симфонического оркестра, то есть снабдить ее более широкими выразительными средствами. Честно говоря, и меня, и музыкантов оркестра захватил этот проект.
- Что собой представляет программа, которую вы намерены исполнить в Москве?
- Она называется "Антология "Битлз". Будет исполнена ретроспектива песен этой группы, куда войдут как ее ранние вещи, так и самые последние, написанные главным образом Джоном Ленноном и Полом Маккартни. Аранжируя музыку "Битлз" для симфонического оркестра, мы используем различные стили классической музыки - от эпохи барокко до современных направлений. К примеру, мы исполняем композицию на тему песни Леннона и Маккартни "Norwegian Wood", которая, на мой взгляд, очень напоминает стиль великого норвежского композитора Эдварда Грига. Естественно, что в оркестровке мы усилили и подчеркнули эту связь с Григом. Многие наши композиции стилизованы под известных композиторов-классиков, но с использованием музыкальных тем группы "Битлз". Так что возникает очень интересный, как мне кажется, гибрид классической и поп-музыки. Наш концерт будет состоять из двух отделений по 45 минут.
- Кто написал эту музыку на основе песен "Битлз"?
- Примерно половина программы аранжирована мной, другую половину инструментовал наш пианист Пол Харт. В принципе это не столько аранжировки, сколько композиции на основе мелодических тем. Мы используем мелодии "Битлз" в качестве тематического материала, остальная же часть музыки - это оригинальная композиторская работа. Поэтому ее аранжировщики вполне могут считаться соавторами музыки.
- Советовались ли вы при создании программы с Полом Маккартни иди Джорджем Харрисоном? Слушали ли они ваши композиции?
- Не уверен, что Маккартии и Харрисон подозревают о существовании этих аранжировок. Хотя, может быть, они и знают о них. Могу сказать определенно, что в ближайшее время они услышат все эти композиции - им будет послана запись нашей программы. Уверен, что они будут довольны тем, как аранжирована их музыка и с каким профессионализмом она исполнена.
- К какому музыкальному направлению относится эта музыка? Можно ли, например, причислить ее к стилю фьюжн?
- В принципе эта музыка вполне вписывается в стиль фьюжн, который представляет собой комбинацию "тяжелых" ударных, гитар, ритм-секции и инструментария симфонического оркестра. Фьюжн - это синтез стилистически разнородной музыки. Значительная часть нашей программы вполне подпадает под это определение. А вот другая ее часть не содержит чуждых классической музыке элементов, в ней мы используем инструментарий и стиль, свойственные, скажем, музыке Баха или Грига. Так что в определенном смысле часть нашей программы - это фьюжн, то есть сплав симфонической музыки, рока и джаза.
- Значит ли это, что в исполнении части вашей программы участвуют рок-музыканты иди джазмены?
- Да, конечно. Большинство музыкантов оркестра, которые приедут в Москву, - музыканты академической школы, так сказать "классики". Однако наравне с ними в оркестре будут играть и рок-музыканты - пианист, гитарист, бас-гитарист, ударник, а также джазовые трубач и саксофонист. Именно на них лежит основная нагрузка по сохранению аутентичности битловской музыки.
- Не опасаетесь ли вы, что любители классической музыки сочтут ваш эксперимент неприемлемым?
- Конечно, всегда могут найтись пуристы, которые будут утверждать, что мы профанируем великое классическое искусство. Однако не стоит забывать, что не все обладают необходимой подготовкой к восприятию классической музыки. Мне не кажется, что следует игнорировать этих слушателей. К слову сказать, на наши программы, подобные "Антологии "Битлз", приходит много людей, никогда прежде не слышавших симфонического оркестра. Программа, которую мы привезем в Россию, - прекрасная возможность приобщить таких слушателей к классической музыке.
- И все же, верите ли вы в существование музыкальной иерархии, на вершине которой - классическая музыка как высшее достижение европейской музыкальной культуры?
- Лично я не верю. Однако я прекрасно понимаю, что очень многие верят в это. Возможно, они не пойдут на наш концерт. Но даже эти люди, как мне кажется, не осмелятся утверждать, что у нашей музыки нет своего слушателя.
- А знаете ли вы своего слушателя?
- Мы изучали аудиторию наших концертов и выяснили, что это очень широкий круг - как по возрасту, так и по социальной принадлежности. Программа "Антология "Битлз" уже обкатана и в Англии, и в других европейских странах. Основной состав нашей аудитории - люди от 35 до 60 лет, хотя на концерты приходит и много молодежи, которая обычно интересуется только роком и поп-музыкой. Наша программа привлекает их не меньше, чем слушателей, приверженных только классической музыке.
- Подозреваю, что не все ваши будущие слушатели в России знакомы с вашей биографией.
- В ноябре мне исполнится 50. Это возраст, приближающийся к нынешнему возрасту бывших музыкантов группы "Битлз". Правда, я моложе Пола Маккартни, которому уже 59. Я окончил Королевский музыкальный колледж в Лондоне. Затем меня пригласили в Лондонский королевский филармонический оркестр, где я проработал 15 лет, играя на ударных инструментах. После этого я сосредоточился на дирижировании и сочинении музыки. Мои интересы выходят за пределы академической музыки, я пишу музыку и для телевидения и радио. Наравне с классической музыкой люблю джаз, особенно в исполнении биг-бендов. И мне кажется несправедливым, когда музыку делят на высокие и низкие жанры.
|