В ЦУМе отрылась выставка Йоко Оно «Одиссея таракана». В этот раз одна из основоположниц концептуализма решила перевоплотиться в насекомое и прогуляться в таком виде по Нью-Йорку. «Декорациями для прогулки» стал гигантских размеров башмак, мышеловки для людей и огромная окровавленная бита.
А в качестве дидактического материала «для закрепления пройденного» в рамках выставки демонстрируется фильм «Муха», который Оно снимала еще с Ленноном. И в оформлении пространства обильно используются слоганы: «War Is Over» и «Imagine Peace».
«Все художники в мире делятся на две группы – на тех, кто создает войну, и тех, кто делает мир. Я отношусь ко второй группе»
На официальном открытии своей выставки 74-летняя Йоко Оно появилась в вызывающе короткой блестящей мини-юбке, шляпе и очках, напоминающих о том, кто именно был ее мужем. «Вот что значит удачно выйти замуж», – тут же прокомментировали поведение бабушки концептуализма юные столичные особы. Йоко в свою очередь сообщила, что «Пису – пис!» и далее по смыслу.
– Она приехала в Москву не как художница, а как селебрити, – рассказал газете ВЗГЛЯД комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн. – И с этим были связаны основные трудности по организации ее приезда. Ведь обычно с художниками проще, они смонтировали выставку, и основная работа на этом заканчивается.
В случае с Йоко организаторам пришлось выполнять массу условий, которые раньше перед ними никто не выдвигал. Например, за 15 тыс. евро были наняты охранники, которые могут хоть пару слов связать по-английски. Всего же приезд Оно в Москву стоил около 350 тыс. евро. Мы даже развели по времени ее приезд и другие события биеннале этого года, чтобы она совсем их не затмила собой.
На пресс-конференции, состоявшейся накануне презентации проекта, Йоко просила фотографов не снимать, когда она отвечает на вопросы – это, мол, сильно отвлекает. Фотографы согласились, но молча продолжили делать свое дело.
Основная масса вопросов касалась выставки и Джона Леннона. Основная масса ответов была о мире во всем мире. Ну и о тараканах – потому что, во-первых, им посвящена выставка, а во-вторых, есть мнение, что именно они выживут после ядерной катастрофы. Все аналогии с Грегором Замзой, который тоже, помнится, превращался в насекомое, Йоко отмела окончательно и бесповоротно.
– Когда я создавала эту экспозицию, я не думала о «Превращении» Франца Кафки, – рассказала Йоко Оно газете ВЗГЛЯД, – я думала только о тараканах Нью-Йорка. Их очень много в этом городе. Гораздо больше, чем вы думаете. Поэтому мне было интересно на один день представить себя на месте одного из них. Как-никак они наши соседи.
Вспомнив о Джоне, Йоко тут же сообщила, что совершенно не против привезти в Москву выставку его работ, которая сейчас с успехом гастролирует по миру.
– Джон Леннон когда-то назвал вас «самым известным неизвестным художником в мире». А каким художником вы являетесь сегодня?
– Известность никогда не имела для меня особого значения, – ответила Йоко Оно на очередной вопрос газеты ВЗГЛЯД. – Главное, что все художники в мире делятся на две группы – на тех, кто создает войну, и тех, кто делает мир. Я отношусь ко второй группе. Это молчаливое большинство, которое не кричит о своей известности, а просто работает на благо мира.
Затем под звуки моющихся кофейных чашек (кейтеринг начал собираться домой раньше, чем закончилась пресс-конференция) Йоко сообщила, что, в принципе, ей нравятся все, что она делает в искусстве. Особенно то, что они когда-то сделали вместе с Джоном.
Из этого «когда-то» на выставке показали фильм «Муха» (сюжет – в течение 25 минут по обнаженному женскому телу ползает муха) и «Отрежь кусочек». Второй фильм был продемонстрирован в версиях 1965 и 2003 годов.
И в том и в другом случае каждый желающий отрезал кусочек одежды Йоко Оно. Она в итоге оставалась совершенно обнаженной и демонстрировала таким образом незащищенность тела от насилия в современном мире.
Московской публике Оно тоже предложила интерактив. Правда, без ее собственного участия. На нескольких столах были разложены политические карты мира, и каждый желающий мог поставить где угодно печать «Imagine Peace».
– Мне очень нравится, что чаще всего люди ставят печать в том месте, где они родились, – прокомментировала Йоко этот перформанс.
Как и предусматривается в настоящем интерактиве, большинство печатей тут же растащили в качестве сувениров (вполне в духе перформанса «Отрежь кусочек»). В первую очередь – девушки, которые, видимо, решили, что этот кусочек концептуального искусства им точно поможет выйти замуж за своего Джона Леннона.