RSS:
Beatles.ru в Telegram:
|
|
Хаос - не тетка
Новые альбомы старых рокеров
Почему-то именно сентябрь 2005 года классики мирового рок-н-ролла выбрали для того, чтобы напомнить о себе свежими альбомами. Те, о которых сегодня пойдет речь, - далеко не все из списка, но, по крайней мере, самые заметные.
Больше всего ждали нового альбома от Rolling Stones. Предыдущий студийный диск "Bridges To Babylon" вышел аж восемь лет назад. Впрочем не так давно группа праздновала свое сорокалетие, и на юбилейном сборнике были четыре новые песни. На "A Bigger Bang" этих самых новых песен шестнадцать, а сам альбом длится больше часа. Не только творческой, но и чисто физической энергии у этих мужчин за шестьдесят тоже явно в избытке: не дождавшись дня официального релиза, Rolling Stones сорвались в очередной мировой тур еще в конце августа. Все как обычно: дорогущие билеты, все места на стадионах распроданы - даже противно. И вместе с тем приятно.
Новый диск Stones все вроде бы похваливают, но неизменно упрекают в том, что не идет он в сравнение с, допустим, "Between The Buttons" и вообще с альбомами 1960-х. Однако надо знать, что с начала 1970-х функция Rolling Stones изменилась: их делом стало не сочинять хорошие песни (хотя и такое иногда случалось), а представлять собой рок-н-ролл как явление, со всеми злоупотреблениями, помутнениями разума, перехлестами и провалами. С творческой стороны это соответствовало словам Кита Ричардса, который сказал, что давно мыслит в категориях не отдельной песни, а целого альбома. Песни могут быть так себе - главное, чтобы альбом получился хороший. Такая вот логика. И не подкопаешься.
Существование рептилий, подобных Rolling Stones, сегодня просто необходимо. Распадись группа в середине 1980-х – ну и ладно, а вот теперь они распадаться права не имеют. Тогда это был бы типичный случай: поиграли - и хватит, а сейчас уже уникальный эксперимент - что же будет дальше? А следующий альбом? А через пять лет они потянут мировое турне? Старички рок-н-ролла нужны, как нужен 58-летний Игги Поп, скачущий по сцене два часа, в то время как его молодые поклонники уже валятся с ног от усталости.
Поэтому дело не в том, что Rolling Stones выпустили "A Bigger Bang" и шедевра не получилось. Дело в том, что если бы они его не выпустили, то было бы хуже.
Альбом раскрывается не с первой вещи ("Rough Justice") и даже не со второй ("Let Me Down Slow"), а с третьей – "It Won´t Take Long". Вот она - настоящая песня и вот они - настоящие Stones. Подобных перлов на альбоме не сказать чтобы много, и без сомнения, одни из самых лучших песен на "A Bigger Bang" – те две, в которых поет Кит Ричардс. То ли дело в том, что голос Джеггера уже как-то даже надоел, то ли в неудачной имитации черного блюза "Back Of My Hand", но когда в "This Place Is Empty" запевает Ричардс, ты понимаешь, что нашел то, чего на этом альбоме не хватало для полного счастья. И тот блюз надо было петь тоже ему. Еще такая мысль: если бы финальную вещь "Infamy" (тоже с голосом Ричардса) роллинги поставили бы первым номером, то, наверное, многие слушатели решили бы, что на заводе по ошибке им положили в коробку какой-то другой диск. Во всех остальных песнях Rolling Stones узнаются безошибочно – не по звуку, а по звучанию, хоть бы с ними пел Джастин Тимберлейк. И дело даже не столько в гитарах, сколько в ударных: летящую манеру Чарли Уоттса с его безумными ускорениями во время «сбивок» не спутаешь ни с чьей другой. Вместе с ним летят и остальные Stones – практически весь альбом, не считая короткого отдыха на вышеозначенных песнях Ричардса и таких достопримечательностях, как "Rain Fall Down" или "Laughin´ Nearly Died".
А вот у Пола Маккартни новый альбом "Chaos And Creation In The Backyard" получился довольно спокойным и созерцательным. В этом ему немало помог Найджел Годрич, известнейший продюсер, работавший с Radiohead, Brazzaville и Air. Уже за одно это альбом Маккартни слушаешь чутко и внимательно. Хотя каждый раз, когда поспевает очередная пластинка сэра Пола, вспоминаешь фразу, брошенную им в одном интервью, – насчет того, что ему, Полу Маккартни, дескать, раз плюнуть сесть и написать вторую "Yesterday". Но подразумевался вопрос – зачем? И как-то этот незаданный вопрос так и повис в воздухе, и ты понимаешь, что вроде бы, конечно, и одной "Yesterday" получилось многовато, а с другой стороны – почему бы и не сочинить вторую? И так каждый альбом.
На "Chaos And Creation In The Backyard" Маккартни предстает перед слушателем в легкой задумчивости, и в этом состоянии, как уже было сказано, Годрич – лучший компаньон. Своими подводно-шумовыми приемами он окрашивает поп-музыку сэра Пола в более серьезные и даже драматические тона. Если "Fine Line" – просто песня-открытка, то уже на "How Kind Of You" слушатель вынужден выбирать: или он слушает этот диск как очередной альбом Маккартни, или он готов услышать в нем что-то новое. Впрочем, в звуке альбома чувствуется ностальгия по временам Wings – именно Wings, а не Beatles, хотя для обложки диска взята фотография 1962 года, сделанная братом Маккартни. Иной раз, например в случае с песней "Promise To You Girl", ловишь себя на том, что уже и забыл, что это новый маккартниевский альбом – кажется, переслушиваешь что-то из 1970-х.
Пол Маккартни - не Дэвид Браун из Brazzaville, и никаких следов пребывания в Москве или Санкт-Петербурге на новом альбоме не найти. Есть дудук в "Jenny Wren", но это, сами понимаете, другая опера. У сэра Пола явно иные, скорее внутренние источники вдохновения. Песни с быстрым темпом попадаются редко, и убаюканный, может быть, не слишком яркими, но милыми мелодиями слушатель к финалу альбома полностью погружается в страну грез, где в тумане за микшерским пультом сидят Маккартни с Годричем. Чтобы не бросать слушателя в таком состоянии, после финальной вещи "Anyway" следует спрятанный инструментальный трек ободряющего характера. Это одна из самых интересных композиций на альбоме, составленная из нескольких музыкальных фрагментов – вплоть до легкого психодела. Прослушав все это, чувствуешь себя по-настоящему отдохнувшим.
Вот уж чего действительно нельзя было ожидать еще пару лет назад, так это нового альбома группы Queen - равно как и их гастролей. «Новый альбом» - это, однако, слишком сильно сказано. Речь идет о появившемся буквально на днях двойном концертнике, записанном в ходе специфического турне Queen этого года (которое продолжается и поныне). Называется он "Return Of The Champions". Специфика турне состоит в том, что покойного Фредди Меркьюри в ряде песен замещает экс-вокалист Free и Bad Company Пол Роджерс.
Когда началась вся эта история с «гастролями группы Queen», на ум пришли невеселые параллели с печально знаменитым коллективом Doors Of XXI Century (Рей Манзарек и Робби Кригер плюс некий молодежный фронтмен), который к нынешнему моменту все-таки побежден принципиальным Джоном Денсмором, через суд отвоевавшим у бывших коллег славное название Doors. Но в случае с Queen – не некий молодежный фронтмен, а в общем-то уважаемый ветеран Пол Роджерс; даже поветеранистее Мэя с Тейлором будет. При этом он совсем не Фредди Меркьюри.
Ознакомившись с диском – результатом турне, - не находишь в нем ничего крамольного. Не совсем тот случай, чтобы сказать: Брайан Мэй и Роджер Тейлор потеряли совесть в погоне за лишним миллионом. Queen перестали давать концерты в 1986 году, в то время, когда Мэй с Тейлором еще не наигрались, еще совсем не устали. И недоигранные турне, недоловленный кайф стадионных выступлений, видимо, глодали их эти два десятка лет. Сольные работы – не то. Выступать по одному, исполнять то одну, то другую квиновскую песню – тоже слабовато. Им хотелось грянуть, зарубить, запилить, как в прежние времена с Фредди. И они не выдержали. Кто их осудит? Хотя, надо заметить, Джон Дикон остался в стороне.
В том, что пригласили Роджерса, а не какого-нибудь молодого хлыща, есть тоже некий амортизирующий момент. К тому же Роджерс и не пытается притвориться Меркьюри, и состав обозначается именно как Queen + Paul Rodgers.
Чем же занимаются вернувшиеся "чемпионы"? Играют песни Free ("Wishing Well" и "All Right Now"), играют песни Bad Company ("Can´t Get Enough" и "Feel Like Makin´ Love"). Но, естественно, главная тема - это квиновский репертуар. Начало концерта берет на себя Роджерс. Он поет "Tie Your Mother Down", "I Want To Break Free" (в исполнении бывшего вокалиста группы Free эта песня приобретает двойной смысл), а также "Fat Bottomed Girls", "Another One Bites The Dust" и "Crazy Little Thing Called Love". Роджерс – классический хард-роковый вокалист, и в нем нет задора, пружины Фредди Меркьюри. Песни приобретают довольно грузное, тягучее и даже грозное звучание. "Kind Of Magic" вначале идет легко, но потом начинаются какие-то странности. Может быть, стоило Ронни Джеймса Дио позвать?
В середине концерта Роджерс практически исчезает. Тейлор исполняет свою новую песню "Say It´s Not True", затем выдвигается Мэй с "´39" и "Love Of My Life", которую он посвящает матери Фредди Меркьюри, присутствующей в этот момент в зале. Снова поет Тейлор – не только "I´m In Love With My Car", но и "These Are the Days Of Our Lives" и "Radio Ga Ga". Голос у него уже совсем хриплый и срывающийся. Самый интригующий момент концерта – "Bohemian Rhapsody" – решен с достоинством: в этой песне звучит фонограмма голоса Меркьюри, под которую подстраиваются музыканты, – Роджерс же только что-то поддакивает. Зато он запевает в "The Show Must Go On", "We Will Rock You" и "We Are The Champions", и это как-то совсем не впечатляет. Опять же, есть ведь, например, Земфира...
Все это не к тому, что «нынче не то, что раньше». Конечно, не то, но ведь и время другое, и цели и задачи совсем другие. Никто не собирался возрождать Queen, переплюнуть "Between The Buttons" или написать вторую "Yesterday" (насчет последнего, впрочем, нет полной уверенности). Просто каждый хочет продолжать активно, а не пассивно жить в своей музыке.
Одно верно – если ветерану рока захочется поиграть, его уже ничем не остановишь.
|
|
|