RSS:
Beatles.ru в Telegram:
|
|
Публика в нирване
Недавно Петербург посетил выдающийся индийский музыкант и композитор Рави Шанкар, обладатель всевозможных наград, от «Грэмми» до Ордена почетного легиона. Это третий визит Рави Шанкара в наш город: первый состоялся в 1953-м, музыкант входил в состав делегации во главе с Неру, второй раз он приезжал в 80-х: «Нас хорошо принимали, но чувствовалось давление, что можно говорить, а что — нет. Нынешний визит — самый лучший, ведь теперь мы можем свободно общаться и говорить то, что думаем». 85-летний маэстро совершает прощальный тур по миру. В БКЗ зал приветствовал его стоя. Шанкар отлично выглядит, а на вопрос о секрете долголетия отвечает: «Моя музыка и моя жена».
В Петербурге Шанкар был с женой и дочерью (на фото). Супруга, облаченная в сари, сидела в первом ряду. А двадцатичетырехлетняя дочь Анушка была на сцене рядом с отцом, у которого и училась игре на ситаре. Анушка родилась в Лондоне, школу закончила в Калифорнии, она — пианистка, дирижер, автор нескольких книг и удивительная красавица. Анушке часто приходится объяснять происхождение своего необычного имени:
— Мама назвала меня в честь одной английской актрисы. Ударение обычно ставят на «у», и так имя звучит вполне по-индийски. Когда меня спрашивают, что оно значит, я говорю, что имя на самом-то деле русское и значит «маленькая Анна».
— Я был учителем многих музыкантов из разных стран, но мой главный ученик — дочь, — рассказал Шанкар. — Для нее я гуру и отец. Хотя по возрасту она могла быть моей внучкой, нас разделяет 61 год. Я передаю ей все, чему научился у своего гуру.
Журналисты попросили Рави Шанкара рассказать о своем знакомстве с Джорджем Харрисоном:
— Я встретился с ним в 1966 году в Лондоне на вечеринке у общего знакомого. Джон, Пол и Ринго тоже там были. Мы с ним поговорили, и я увидел, что он очень глубоко интересуется индийской музыкой. Я дал ему несколько уроков игры на ситаре в Лондоне, а потом он приезжал учиться ко мне в Индию.
Шанкар оказал серьезное влияние не только на «Битлз», но и на всю европейскую музыку. Повлияли они, в свою очередь, на него?
— Нет, европейская музыка на меня не повлияла. Музыке в целом я учился у своего гуру. А в Европе я понял, как подавать ее западному слушателю. В Индии, когда собираются знатоки, одна рага (композиция. — К. П.) может длиться больше часа, европейцы не способны такое выдержать.
Концерт в Петербурге длился около двух часов, было исполнено четыре раги. Прием был восторженный — на сцену летели цветы. По словам зрителей, на концерте они будто в нирване побывали.
|
|
|