"Привет, ребята!"
Прилетев в Пулково и посадив жену с дочкой в авто, сэр Пол, в нарушение регламента, подошел к журналистам для неформального общения. Крикнув по-русски "Привет, ребята!", сообщил, что полет был "нормальным", назвал Петербург - "прекрасным городом" и пообещал, что "будет играть музыку". Одному из фанатов удалось передать музыканту подарок, специально приготовленный битломанами для Маккартни, - раритетную пластинку Beatles, записанную "на костях" (рентгеновском снимке) в 60-е годы.
- Мы любим тебя! - прокричали из толпы.
- И я вас тоже! - ответил сэр Пол.
Пол Маккартни дает концерты, потому что ему это нравится - уверяет, что это его страсть: "Каждый, кто принимал участие в организации тура, знает, как это круто - работать на площадке с самого утра. Я хожу, со всеми обсуждаю, что, как, где будут стоять колонки и все такое…".
- Мы решили для питерского концерта сделать своего рода бал-маскарад - ничего сверхъестественного, но интересно. Люди с улицы попадут типа в наш волшебный мир на вечеринку…
Сэр Пол признался, что еще в прошлый приезд влюбился в этот город (где его удостоили звания почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории) и обещал обязательно выступить здесь с концертом. В этом году он сдержал свое обещание - даже отметил здесь свой день рождения - в кругу семьи, с женой и дочкой и лихо отплясывал вместе с кубанскими казаками, охраняющими Константиновский дворец. Рассказывают также, что он пригласил к себе легендарного питерского битломана Колю Васина - знатока битловских песен иколлекционера их старых пластинок.
Известный персонаж питерской музтусовки Сева Гаккель рассказывал: "Я водил его по Петербургу в прошлый раз, тайно. Внутренне трепетал и подглядывал - за жестами, улыбками. Глаз у него блестит. Говорит со знакомыми интонациями. Пол с молодой женой захотели провести романтический вечер - пошли в ресторан одни, охрану шуганули. А в Москве мне понравилась картина перед концертом: стоит Макаревич, рядом Горбачев, министры какие-то, ну все сильные мира. Все выстроились в очередь, ждут: вдруг Пол к ним выйдет, и прямо видно - нервничают".
Многие знакомые, побывавшие на прошлогоднем концерте на Красной площади, поехали в Питер, чтобы еще раз пережить свидание с легендой. Ведь для большинства зрителей это было встречей с давней (первой, единственной) любовью после долгой разлуки. И это не метафора - так и было.
Накануне вечером из Москвы было пущено четыре дополнительных поезда - но уже за три дня мы еле купили железнодорожные билеты.
В Питере праздничность ощущалась сразу: едва ступив на Невский, мы встретили группу с гордо поднятым британским флагом. То и дело попадались люди с британской символикой на майках, свитерах и головных уборах.
Билета на концерт не было, но не было и особого волнения по этому поводу: когда чего-то по-настоящему хочется, облома быть не должно (в отношении меня это работает, как говорится, "сто пудов").
Примерно за час до концерта, буквально по пути к Дворцовой площади, был куплен входной билет за 600 рублей в танцевальную зону - примерно в 100 метрах от сцены. Там уже толпился народ, и меня прибило к Эрмитажу у загражденного прохода с охранниками. Подвинувшись к ним, я лихорадочно думала, что же мне им сказать, переговариваясь с двумя битломанами моего возраста.
Вдруг со стороны сцены направились прямо к нам двое - англичанин и русская дама из администрации, подошли и сказали:
- Двадцать пять человек - только спокойно, проходите и идите следом за нами. Только не бежать.
Не вполне веря своим ушам, мы протиснулись мимо охранников и взволнованно-спокойно пошли за ними по направлению к сцене.
- Как в сказке, - сказала я англичанину на его родном языке. - Спасибо за сюрприз.
Он заулыбался, довольный - приятно ведь быть добрым волшебником.
Мы встали примерно в пятый ряд зрителей перед сценой, впереди VIP-зоны, по центру, примерно в 8-10 метрах от сцены. К тому же, я стояла на возвышении типа лежачего полицейского, и мне было лучше всех.
И мне вспомнился давний концерт "Rolling Stones" в Лужниках, где мы с Никифоровой, пройдя без билетов (их не было) мимо всех кордонов, стояли в вдалеке от сцены рядом с какой-то круглой тумбой, глядя на еле различимого Мика Джаггера, и вдруг от сцены надувается какой-то мост и перекидывается на тумбу рядом с нами, и по этому мосту к нам бежит Джаггер и пол-концерта поет, приплясывая, рядом с нами - крупным планом.
Тогда Саша Липницкий сказал: "Галя, наверное, Вы по-настоящему любите рок-н-ролл, раз вам так повезло". И вот опять такое же везение, уже с "Beatles".
"Спасибо, Питер!"
Погода была самая питерская. Во второй половине дня припустил дождь (в христианстве есть специальное понятие - "предвкушение" - когда перед событием, ожидаемом с нетерпением и требующим особого внутреннего настроя, возникают трудности или препятствия.
Перед концертом произошла встреча сэра Пола с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и главой "Альфа-Групп" Михаилом Фридманом.
- Я очень рад, что мой второй визит в Россию оказался таким же приятным, а прием, который мне оказали в Санкт-Петербурге, - таким же теплым, как в прошлом году, - сказал Маккартни.
На концерте, как позже сообщила пресс-служба Альфа-банка, одного из организаторов концерта, было около 70 тысяч зрителей, в том числе шесть тысяч зрителей из Москвы и других городов - они стояли, держа плакаты с признаниями в любви - от Казахстана, Украины, Тюмени... Билеты стоили от 600 в стоячий партер до 50 тысяч рублей в VIP-зону, где были замечены председатель "Газпрома" Алексей Миллер, Чубайс и музыканты - Макаревич, Розенбаум, Газманов, Сюткин и другие. Меры безопасности были приняты даже "круче" прошлогодних, во время празднования 300-летия города, когда в торжествах принимали участие главы 45 государств.
Зрители увидели на Дворцовой площади уникальное шоу, сценарий которого был написан специально для выступления в Санкт-Петербурге. Гигантская сцена высотой с семиэтажный дом и длиной в 62 метра была изготовлена в Лос-Анджелесе и доставлена в Петербург вместе с другой аппаратурой на 32 трейлерах.
Свет и пиротехнические эффекты представления были феерическими - отражение света на зеркальном заднике сцены создавало эффект ее постоянного свечения. На экранах во время концерта мелькали связанные с кельтской мифологией теллурические знаки, лей-линии, акупунктурные точки Земли - символы Солнца и Луны. По словам организаторов, шоу подобных масштабов в России еще не было: даже прошлогодний концерт Маккартни на Красной площади в Москве был не столь красочным.
Шоу началось с задержкой часа на полтора, дождь-то усиливался, то слабел, никак не сказываясь на настроении публики, и совсем закончился к выходу клоунов и арлекинов под фейерверк над Дворцовой и диджейский сет, в котором композиция к фильму о Бонде "Live and Let Die" чередовалась с "Helter Skelter", Darkroom" и другими "Silly Love Songs".
Долгожданный Маккартни появился неожиданно - в джинсах, лиловом френче и красной футболке, начал с "Jet" - хита 1973 года и в ответ на шквал оваций крикнул: "Спасибо, Питер! Спасибо большое!". Потом добавил: "Я не говорью по-русски. Только чуть-чуть".
Однако же, говорил - очень трогательно и очень четко. "Наконец-то мы одни, - негромко сказал он, когда музыканты ушли со сцены, и он остался на сцене один. Почти треть выступления он пел под гитару или под клавиши - многие бы сказали "сентиментально", но я предпочла бы русское "душевно". Как заметил мой знакомый Михаил Бутов, окажись он (мысленный эксперимент) с гитарой среди людей, не имеющих представления о его существовании, - можно гарантировать, что они были бы им очарованы. И еще, что определяющей чертой его творческой личности является доверие к собственному таланту: "Маккартни в абсолютной мере, доступной только гениям, свойственно "базовое доверие к миру" - то, что психологи рекомендуют всеми силами развивать у детей, начиная чуть ли не с первого дня. Дар Маккартни, все его творчество действительно очень детские, и за это сохраненное детство стоит ценить его не меньше, чем за собственно мелодические достоинства".
Семьдесят тысяч мокрых, но нисколько не расстроенных зрителей любовались своим кумиром и слушали музыку, которую ждали четыре десятка лет и которая сыграла определенную роль в разрушении советской власти, когда-то начавшейся на этой самой площади.
"Чё, мало?"
Маккартни пел два с половиной часа и где-то к середине концерта - и тому есть 70 тысяч свидетелей - разогнал все тучи. Так, во время Ысыахов, когда поют великие певцы-олонхосуты, расходятся облака и появляется солнце. Вновь обретенная синева неба радовала глаз, как и вид живого Пола Маккартни, стоявшего в десяти метрах от нас с гитарой.
Во время концерта Пол Маккартни исполнил 33 песни, среди которых были его новые сольные вещи и вечные хиты The Beatles - рок-н-роллы и баллады разных лет, в том числе очень ранний рок-н-ролл "Let Me Roll It" и никогда ранее не исполняемая вживую "Penny Lane".
Вокруг нас стояло три поколения людей, большинство которых выросло под звуки этих песен - подростки лет 16 и шестидесятилетние ровесники экс-битла, - многие подпевали, а "Let It Be" и "Hey Jude" пела вся площадь.
Пол Маккартни вспомнил своих ушедших друзей и посвятил им по песне "Here Today" Джону Леннону и "All Things Must Pass" Джорджу Харрисону).
А потом была исполнена песня, написанная им специально для российского концерта и посвященная Санкт-Петербургу, - очень лиричная. Маккартни пел ее с закрытыми глазами, аккомпанируя себе на рояле.
Ближе к концу Маккартни сказал:
- Ребята, вам домой пора!
- Нооооу! - отвечала счастливая площадь.
- Чё, мало? - совсем уже по-русски спросил Маккартни и запел "Saw Her Standing There", а потом редкую для концертов "Helter Skelter".
Небо расчистилось, и солнце воссияло вовсю - освещенный его закатными лучами Маккартни пел финальные песни. А на "Yesterday" публику пробило на ностальгию и мы чуть не плакали от восторга.
Под самый финал, после "The End" сэр Пол появился с российским знаменем и, размахивая им, пробежался по сцене, а напоследок крикнул: "Увидимся!".
И мы остались в надежде, что и вправду приедет - ведь прозвучала же над ширью Дворцовой знаменитая песня "Back in the USSR", которую как заклинание пела вся площадь.
Ведь кто сейчас сюда, в былую "империю зла", только не приезжает - вот и Тарантино с Мерил Стрип приехали на МКФ, Шер дала два концерта в Кремле, Джон Маклафлин выступает в МДМе.
Но "Битлз" для России - это действительно особая тема, что правда - то правда. Можно сказать, и это не будет звучать кощунством:
"Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…"
Пол Маккартни:
- Я вырос в Ливерпуле, и рос я очень ограниченным мальчиком. С моим скромным образованием - и на том спасибо! - я кое-что узнал, но, конечно, не много. Плохо нас учили. Не было уроков музыки, например. Теперь я понимаю, что стоило бы им тогда в школе поставить нам хоть один пласт Элвиса, и мы бы как зайчики сидели. А мы на задней парте в дурака резались …
Мне всегда Шекспир нравился. Вообще, конечно, в школе Шекспир может раздражать, просто потому что это школа. Но есть вещи, которые прочно застревают в мозгу. Некоторые мне пришлось выучить перед экзаменами, так они и остались у меня в памяти, и со временем я все больше понимал, насколько они важны. Вот ездишь по всему миру с "Битлз" и понимаешь, что да, чувак, есть-таки многое на свете, что и не снилось нашим мудрецам. Меня вот часто спрашивают, что в жизни главное. Я всегда цитирую: "Себе быть верным". Это тоже из "Гамлета". Когда мне понадобился девиз, я эту цитату откопал…
Я не поклонник ни одной конкретной религии. Мне кое-что нравится в христианстве, есть кое-что хорошее и у буддистов, у индуистов. Я, как сорока, то там ухвачу, то здесь - что-нибудь, что мне приглянется. Я думаю, я достаточно всего на свете повидал и видел достаточно всяких совпадений, чтобы понять, что в жизни все непросто, что есть что-то большее. Со мной тоже странные вещи происходят - например, мелодия песни "Yesterday" мне просто приснилась однажды под утро...