Спустя 50 лет после "британского вторжения", полностью преобразившего поп-культуру, самый недооцененный из битлов, похоже, стал самым любимым. Ринго Старра больше не преследуют толпы фанатов, но зато к его услугам едва ли не весь мир. Он записывает песни для нового альбома, готов отправиться в новый тур с All-Starr Band, выпускает книги — и сеет повсюду семена мира и любви.
Несмотря на то, что Ринго — старший из двух живущих ныне на свете битлов, в свои 73 он выглядит лет на 20 моложе: видимо, благодаря рок-н-ролльным генам. На его лице нет морщин, и ходит он уверенной, пружинистой походкой.
На благотворительном концерте, который состоялся 20 января в лос-анджелесском театре El Rey, Ринго вручили награду от фонда Дэвида Линча "Жизнь в мире и любви". Ринго порхал по сцене, как Питер Пэн, и среди окружавших его музыкантов — таких, как Питер Фрэмптон и Джо Уолш — смотрелся мальчишкой.
"Все любят Ринго!", - провозгласил Линч перед началом шоу, в финале которого на сцену вышли все друзья знаменитого барабанщика, включая Джима Керри и Джеффа Линна, чтобы спеть “With a Little Help From My Friends.”. Это событие стало лишь одним из множества происходивших за последний год вокруг великой четверки: в нынешнем году отмечается 50-летие первого приезда "Битлз" в Америку и их легендарного появления в шоу Эда Салливана. 26 января Пол Маккартни и Ринго, оставшиеся добрыми друзьями, приняли награду Грэмми, врученную за музыкальные достижения на протяжении всей карьеры. На следующий день чествование продолжилось: в лос-анджелесском Convention Center прошел торжественный "Вечер, изменивший Америку: "Грэмми" приветствует "Битлз". Эта программа будет показана 9 февраля на канале CBS: полвека назад в этот день "Битлз" впервые ступили на американскую землю и были встречены тысячами фанатов.
"Это было невероятно!" - вспоминает Ринго. - "Американцам не понять, что для англичан значит приехать в Америку, откуда родом вся наша любимая музыка. За пару лет до этого я даже пытался эмигрировать в Хьюстон, чтобы быть поближе к моему кумиру, блюзмену Лайтнингу Хопкинсу. Но бумажная возня оказалась слишком сложна для такого 18-летнего парня, каким был я".
Впервые Ринго обосновался в Лос-Анджелесе в 1976 году, когда купил здесь дом: "Спросите кого хотите — я люблю Эл-Эй, люблю его расслабленную атмосферу, и у меня здесь много друзей и много замечательных музыкантов. Да и видок у меня для этого города подходящий.
В городе, где знаменитости встречаются на каждом шагу, поклонники предпочитают "держать дистанцию": "Я могу болтаться по всему Лос-Анджелесу, по всему Монте-Карло, по всему Лондону", - говорит Ринго о трех "резиденциях", которые называет домом. - В Лондоне всегда интересно: от таксистов я постоянно слышу: "Эй, а что ты тут делаешь?". Впрочем, они знают, что в задерганном состоянии я автографов не даю — легче сказать "Привет, как поживаешь?" и отправиться дальше. Я хожу по магазинам, в кино, да и вообще куда захочу.
К слову сказать, в кино Ринго ходит в компании жены, бывшей актрисы Барбары Бах. В отличие от других звезд, "закрытым просмотрам"они предпочитают обычные кинотеатры: любимым у барабанщика "Битлз" в этом сезоне стал "Уцелевший", а вот фильм "Пленницы" показался ему "странным": "Конечно же мы видели "Аферу по-американски", долго хохотали и сразу полюбили этот фильм. А ДиКаприо в "Волке с Уолл-Стрит" и вовсе неподражаем".
Ринго, не упускающий возможности показать знак "Peace and Love" - идеальный символ мира и любви. Эта формула красуется на первой странице его официального сайта и является немаловажной частью его имиджа. Если "любовь, которую ты принимаешь, равна той, которую отдаешь", то у Ринго достаточно кармы на еще одну жизнь. Свое прекрасное здоровье он объясняет вегетарианской диетой. "Думаю, это помогает", - заявил он во время интервью в голливудском магазине проката музыкальных инструментов Sir. - "А еще я работаю не покладая рук". Он трижды в неделю посещает тренера, а днем медитирует: к этому он пристрастился еще "летом любви" 1967-го, после знакомства "Битлз" с Махариши Махеш Йоги. Кстати, Махариши тоже имеет отношение к фонду Линча, читая лекции о пользе трансцедентальной медитации школьникам и ветеранам войны.
"Если послушать три моих последних диска, становится ясно, что главная тема в них — мир и любовь", - говорит Ринго. О них он говорит начиная с первых же сольных работ, и если вы сомневаетесь — послушайте первую песню с его последнего альбома" Это Гимн//Мира и Любви//К которым мы должны стремиться//И не сдаваться"
Еще удивительнее наблюдать за Ринго, зная, что в детстве он опасно болел и из-за этого едва-едва закончил школу. Впоследствии ему пришлось выдержать битву с алкоголем, которую он выиграл в 1989 году и с тех пор не пьет. И это, в свою очередь, навело его на мысль о гастролях, на которые он ездит до сих пор.
"Я не пил и не принимал наркотиков полгода, - вспоминает Ринго.- И едва не спятил. Тогда-же кто-то из компании Pepsi предложил проспонсировать мой тур, и я согласился". Теперь он готов к новому туру с All-Starr band, хотя последний закончился лишь недавно — на День Благодарения. "Мы вернемся летом, тем же составом, что и на протяжении двух последних лет". Сейчас в группу, в частности, входят Тодд Рандгрен, Стив Люкатер из "Toto" и экс-клавишник Сантаны Грег Роули. Тур по Северной Америке включает в себя 30 городов: 6 июля он начнется в городе Рама, Онтарио, и завершится 19 июля в лос-анджелесском зале Greek Theatre. Судя по тому, какие звезды его окружают и окружали, его знаменитая“With a Little Help From My Friends” давно уже превратилась из песни в некую миссию.
"Самое классное во всем этом — играть с музыкантами, с которыми иначе никогда бы не вышел на сцену", - говорит участник Eagles Джо Уолш, игравший в первых двух составах All-Starr Band в компании Нилса Лофгрена, Кларенса Клеммонса, Рика Данко и Левона Хелма из The Band, а также супер-сессионщиков Билли Престона и Джима Келтнера. - "Это была лучшая группа в моей жизни, не считая нынешней".
Глава Capitol Music Group Стив Барнетт отмечает, что пост-битловская карьера Ринго сложилась весьма успешно: "У него были золотые и платиновые альбомы, семь его хитов вошли в десятку лучших, а два достигли первого места. Многие считают, что после распада группы Ринго оказался брошен на произвол судьбы, но это не так — он первым из битлов выпустил сольный альбом - “Sentimental Journey” вышел осенью 1969-го. А до конца 1970 года, пока остальные переживали из-за распада, он выпустил сингл “Journey”, вошедший "в десятку" британского хит-парада, и кантри-альбом “Beaucoups of Blues.”
К тому же он стал единственным из битлов, у кого никогда не было разногласий с остальными, с удовольствием участвовал в их записях — и они платили ему тем же. Вспомните “Plastic Ono Band” Джона Леннона или главную запись Джорджа “All Things Must Pass”, написанную вместе с Харрисоном “It Don’t Come Easy,”или альбом с записью концерта для Бангладеш, достигший в чартах Британии четвертого места.
Со всей этой шумихой вокруг награждения "Грэмми" дружба Ринго и Пола сильна как никогда. "Когда мы оказываемся в одном городе, то непременно встречаемся, - говорит Ринго. - Пол единственный, кто может разделить со мной воспоминания о "Битлз", а остатка жизни нам хватит, чтобы найти общий язык: я гостил на его записях, он — на моих. Это не значит, что мы больше не работаем вместе, просто предпочитаем это не афишировать".
Помимо нового тура, Ринго готовит и новый альбом и уже записал 14 черновых треков в домашней студии в Лос-Анджелесе. Несмотря на то, что в 2012 году Ринго был признан самым богатым барабанщиком в мире (его капитал оценивается в 300 миллионов долларов), сама студия не так уж роскошна: "Это действительно домашняя студия. Там есть Pro Tools и стол, в спальне у меня две установки, и можно пользоваться кухней".
Репутация Ринго по-прежнему прочна: его выставка в музее Грэмми “Ringo: Peace and Love”, открывшаяся в июле прошлого года, собрала на 19% больше посетителей, нежели любая другая выставка за всю пятилетнюю историю музея. "У нас прошли три битловские выставки, и выставка Ринго оказалась популярнее всех", - поражается исполнительный директор Роберт Сантелли. А в ноябре в британском издательстве Genesis вышло шикарное "кожаное" собрание фото и меморабилиа “Photograph”, довольно быстро разошедшееся. А 4 февраля в свет выходит книжка для детей “Octopus’s Garden”, основой для которой стала песня, спетая Ринго на последнем альбоме группы “Abbey Road”.
Ринго едва ли можно назвать самым техничным барабанщиком в рок-н-ролле, но его роль как для развития стиля, так и для "Битлз", переоценить невозможно. "Битлз" стали группой только с его приходом — и уже тогда он считался самым опытным из них, играя в группе Рори Шторма в гамбургском квартале красных фонарей и клубе "Кэверн".
Глава лейбла Blue Note, продюсер и музыкант Дон Уоз неоднократно работал с Ринго и считает его самым недооцененным музыкантом в роке, который "изменил подход рок-ударников к музыке". О том же говорит и Джо Уолш. "Ринго находился в тени своих друзей-авторов песен, особенно Леннона и Маккартни, которые к тому же нередко тянули одеяло на себя, а его мастерство ударника перестало быть в центре внимания после того, как группа в 1966-м сосредоточилась на студийной работе и с каждым альбомом становилась все концептуальней и изобретательней.И это в то время, когда группы типа "The Who", Jimi Hendrix Experience и Led Zeppelin завоевывали стадионы, а их барабанщики могли показать себя во всей красе.
"Важнее ансамблевой игры нет ничего, - добавляет Уоз. - "Битлз" были великой группой, ибо слушали друг друга и реагировали так, как реагируют только джазовые коллективы. А для этого нужно забыть про "эго" и почувствовать себя частью целого, что прекрасно демонстрирует пример "Битлз".
Роберт Сантелли идет еще дальше, провозглашая Ринго самым значительным ударником рока. "Конечно, рок-н-ролльные группы были и до него — но кто знает имя хоть одного тогдашнего барабанщика? Когда пришел Ринго, все изменилось: благодаря его яркой личности и неотразимому юмору он стал первым, кого мы узнали по имени".
Каждый, кто знаком с музыкой "Битлз", прекрасно помнит его манеру игры: знаменитую дробь-вступление к “She Loves You”, напряженный перезвон тарелок на ранних хитах, впечатляюще свободную манеру в песне “Rain”, стремительные каденции и "хрустящий" звук малого барабана “Sexy Sadie”, призрачную, словно написанную для кино партию“Long, Long, Long” с богатой текстурой и впечатляющее, сыгранное "на отрыв" крещендо в “The End” на“Abbey Road.”
"Вот что я узнал, начав работать с ним, - вспоминает Уолш. - "Он вошел, и я сказал "Вы хотите знать структуру песни?" - "Нет, дайте слова". Играя, он отвечает певцу — и это прекрасно слышно в битловской Something: его заполнения там — это музыкальный ответ, он играет так, как играет гитарист, так что даже ноты можно расслышать".
Сам Ринго признает, что его вкладом в группу стали прекрасное чувство ритма и открытость к экспериментам. Так, он начал класть на барабаны полотенца: "Они глушат звук и придают ему глубину. Потом у меня появились барабаны из клена: кожа на них позволяла добиться нужной глубины звука. В "(She Came in Through the) Bathroom Window" и "Polythene Pam" они звучат так, как будто я играю соло на томах.
В октябре и ноябре Ринго отыграл несколько концертов в Латинской Америке и сейчас отдыхает в своем самом "западном" доме. "Сейчас я в Лос-Анджелесе. Мне нравится погода, я люблю неожиданности, и у меня есть домашняя студия. И если вы умеете играть и однажды позвоните в мою дверь — готовьтесь услышать себя в записи!".