Главная / Книги / Периодика / Статьи / Михаил Кузищев: «120 минут классики рока» стали неотъемлемой частью моей жизни (Казань Прямой Эфир - 16 марта 2016 года)
Михаил Кузищев (или дядя Миша, как «по-домашнему» называют его слушатели) уже более 15 лет вместе с Владимиром Ильинским ведет музыкальную передачу «120 минут классики рока» (ранее – «Братья по оружию»), пользующуюся неизменной популярностью среди российских меломанов. Немалая заслуга в этом принадлежит Михаилу, чья любовь и преданность рок-музыке, помноженная на почти энциклопедические познания в этой области, не могут не вызывать живого интереса у поклонников жанра. Передача «120 минут классики рока» выходит в ночь со вторника на среду с 1.00 до 5.00 на радиостанции «Эхо Москвы».
Дядя Миша, как и при каких обстоятельствах, вы стали соведущим музыкальных передач на «Эхе Москвы»?
– Все началось с того, что в 1999 году я решил принять участие в многоэтапном конкурсе на знание битловского творчества, проходившего в рамках передачи «Битловский эфир». К своему удивлению, я занял там одно из призовых мест, и меня пригласили на одну из передач в качестве гостя. Смотреть и слушать, как в прямом эфире взаимодействуют ведущие программы, Владимир Ильинский и Георгий Мосешвили, как легко и изящно рождается любимая программа – это было зрелище, которое я никогда не забуду. Конечно, мне захотелось принять более активное участие в этом процессе. В том же году в передаче «Братья по оружию», которую также вели Владимир и Георгий, я сделал свой первый эфир – о группе «10сс». А спустя еще немного времени, в том же 1999 году, Георгий Ираклиевич решил уйти из «Битловского эфира», и дядя Володя предложил мне занять его место. Я не сразу решился, но для меня это стало одним из тех решений, которые меняют жизнь. Я очень благодарен дяде Володе за его предложение и за его веру в мои силы. Был период, когда я параллельно участвовал и в «Битловском эфире», и в «120 минут классики рока». Сейчас обитаю только в «Классике».
С чего началось ваше увлечение рок-н-роллом? Повлияли ли родители на формирование ваших пристрастий в музыке?
–Я бы не сказал, что музыке в моей семье уделялось большое значение. Я в детстве очень любил слушать пластинки, например, «ABBA», но каких-то эксклюзивных или редких зарубежных изданий у нас не было. Тем не менее, иностранная музыка, так или иначе, проникала в мою жизнь. Тлетворное влияние запада мне нравилось ощущать через передачу «Утренняя почта», где кроме привычной эстрады социалистического лагеря можно было увидеть, скажем, клипы Билли Джоэла или Пола Маккартни. Они производили сильное впечатление.
Но по–настоящему вся эта история началась для меня в 1992 году, когда я впервые по-настоящему послушал группу «The Beatles». У моего приятеля стояло на полке несколько кассет с их альбомами , я решил полюбопытствовать, и погрузился в этот мир с головой на долгие годы. Потом, когда основные битловские альбомы были освоены, я решил попробовать послушать Элвиса Пресли, потому что во всех книгах и статьях было написано, как сильно он них повлиял. И это было еще одно «обострение». Кроме того, у меня в классе почти никто не слушал старую музыку. Так что был, наверно, какой-то элемент духа противоречия во всем этом. Было еще несколько поворотных моментов. Например, я никогда не думал, что буду слушать тяжелый рок. Но после альбома «Led Zeppelin» «Physical Graffiti» изменил свое мнение. Думал, что в современной музыке для меня нет ничего интересного, но после «(What’s The Story) Morning Glory» группы Oasis, снова понял, что ошибался. Вообще, избавление от стереотипов всегда обогащает – по крайней мере, в моем случае.
Знаю, что вы работаете в «120 минутах классики рока» абсолютно бескорыстно, что называется, «за идею». Как ваша семья относится к этому вашему увлечению?
– Мне повезло, что моя дорогая супруга, с которой мы, кстати, познакомились благодаря «Битловскому эфиру», разделяет мои музыкальные пристрастия, и с пониманием относится к тому, что многие вечера я провожу, готовясь к очередной передаче. Процесс этот, как правило, занимает порядочное время, зачастую несколько месяцев: нужно изучить всю необходимую литературу, найти недостающие альбомы и бутлеги, что-то переслушать и переосмыслить, что-то открыть для себя заново. К некоторым темам идешь годами. Но это всегда как новое приключение, новое путешествие. А я люблю путешествия.
Не возникала ли у вас мысль начать вести собственную музыкальную передачу? Мне кажется, с вашей эрудицией и опытом она могла бы стать весьма популярной у ценителей хорошей музыки.
– Такая мысль возникала, но в нынешней ситуации я не могу позволить себе вести два эфира одновременно. Тогда неизбежно придется уйти из «120 минут», а этого мне не хочется этого делать. Возможность вести эфир с таким замечательным ведущим и удивительным человеком, как дядя Володя, это большое везение. За все эти годы передача стала неотъемлемой частью моей жизни. Здесь я ощущаю себя полностью на своем месте. Хочется верить, что кто–то еще разделяет это ощущение.
С удовольствием прослушал в «120 минутах» цикл из 50 передач, посвященных панк – року. Понимаю, что без вас вряд ли бы обратил внимание на это музыкальное течение. Что вас заставило взяться за его изучение и популяризацию среди отечественных слушателей?
Наверно, в этом тоже было что-то от духа противоречия – в кругах моих знакомых битломанов и любителей старого рока панк-рок – это была анафема! Но если серьезно, в истории с панк–роком меня всегда поражало то, насколько на первый взгляд он был похож на гром среди ясного неба, мгновенно изменивший существующий расклад в музыке и заставивший многие классические рок-группы либо уйти со сцены, либо лишиться своего доминирующего влияния на слушателей. В то же время я понимал, что панк-рок в любом случае не мог появиться ниоткуда, что у него были свои идейные вдохновители, предпосылки, истоки и предвестники. И мне очень хотелось услышать эту историю в передаче «120 минут», но желающих поднять эту тему почему-то не нашлось. Так что пришлось разбираться в ней самостоятельно. Фаза активной предварительной подготовки к циклу заняла полтора года. Сейчас я понимаю, что это мало. Но хочется верить, что за следующие восемь лет я немного подтянулся. «Хочешь в чём-то разобраться – сделай об этом эфир» — мне нравится такая идея.
Если бы у вас появилась возможность попасть на машине времени в золотую эру рок-н-ролла (60-70-е годы), какие три рок – концерта вы бы посетили?
– Безусловно, я бы посетил концерт «Beatles», хотя и понимаю, что крики девушек не дали бы мне в полной мере насладиться происходящим. Затем обязательно сходил бы на Элвиса Пресли. Хотел бы вживую ощутить его магнетизм, понять секрет его воздействия на публику. После этого, скорее всего, направился бы на концерт «Led Zeppelin».
В чем, по вашему мнению, секрет феноменального успеха группы «Beatles», чьи песни, даже спустя полвека, звучат так же здорово и актуально, как в 60-е годы?
–Думаю, «культурная революция», которую совершили «Beatles» в музыке, была предопределена. И если бы они ее не осуществили, то наверняка это сделал бы кто-то другой. Но я думаю, что «The Beatles», кроме фантастического таланта, это еще и удивительное ощущение внутренней свободы. Может быть, именно их талант и давал им такую свободу. В отличие от сотни других начинающих групп, они не побоялись нарушить правила, по которым в то время играли все в популярной музыке. Вести себя независимо и свободно, вопреки господствовавшему тогда пренебрежительному отношению к подросткам – которые в общественном восприятии того времени ничем не отличались от детей. Достаточно посмотреть съемки той поры, чтобы понять, насколько битлы со своей искренностью, независимостью, свободомыслием и чувством юмора отличались от всех остальных артистов 60-х годов, зажатых, закомплексованных и оглядывающихся на своих взрослых менеджеров и продюсеров. В этом контексте показателен эпизод, когда продюсер Джордж Мартин предложил им для раскрутки записать чужой хит «How Do You Do It», а они в ответ сказали, что будут записывать свой материал, пусть и не столь потенциально успешный. И таких примеров масса. Неудивительно, что молодые люди того времени, уставшие от пренебрежительного к ним отношения со стороны старшего поколения, восприняли битлов как глоток свежего воздуха.
Понятно, что золотой период рок-н-ролла давно закончился. И все– таки, ожидаете ли вы каких–то новых открытий в этом жанре, или рок окончательно превратиться в музыку для ностальгирующих пенсионеров?
–Честно говоря, каких-то фундаментальных открытий в музыке я не жду, особенно с учетом того, что в современной жизни она часто играет роль простой затычки для ушей. Немалую роль в этом, на мой взгляд, сыграл Интернет, сделавший музыку настолько общедоступной, а оттого, на мой взгляд, обесцененной. То есть, это палка о двух концах. Так, если раньше стоимость пластинки практически гарантировала ее внимательное прослушивание, то теперь у групп есть в лучшем случае несколько секунд, чтобы заинтересовать слушателя, пока он не отвлекся на что–то другое. Конечно, все это не способствует появлению вдумчивой, качественной, а, главное, новаторской музыки. Кроме того, не так-то просто придумать что-то абсолютно новое в этом жанре, когда столько всего было сделано в 60-80-е годы. Современным группам приходится гораздо сложнее, чем первопроходцам рока!
Интересно узнать ваше мнение о ситуации, складывающейся с авторским правом в нашей стране. Не секрет, что практически все теперь скачивают музыку в Интернете бесплатно, а лицензионные пластинки и диски стоят так дорого, что по карману только очень состоятельным людям. Все бы ничего, только не понятно, как в сложившихся условиях музыканты должны зарабатывать деньги, в том числе на запись новых альбомов?
–Проблема действительно серьезная, и готовых рецептов по ее решению у меня нет. Одно знаю точно – музыка в любом случае должна оплачиваться, иначе скоро ее вообще не останется. Нам же не приходит в голову бесплатно брать продукты в магазине, но музыки это правило почему-то не касается. А ведь ее создание требует значительных усилий и затрат. Хорошо, если музыканты еще могут ездить на гастроли, а если нет… С другой стороны, я понимаю, что в нашей стране лишь единицы могут позволить себе купить легальные пластинки и компакт – диски, цена которых абсолютно ненормальна в сравнении со средним месячным доходом. В Европе и Америке ситуация с авторскими правами на музыку обстоит куда лучше. Люди действительно готовы платить деньги за возможность легально скачивать любимые песни. В нашей стране нужен какой-то компромисс с обеих сторон.
В прошлом году в Государственной Думе всерьез обсуждали возможность законодательного ограничения проката зарубежной музыки в телевизионном и радиоэфире. Нет ли у вас опасения, что скоро любимую музыку снова придется, как в Советском союзе, слушать подпольно?
—Надеюсь, до этого не дойдет. Упомянутый вами это, конечно же, абсурд. Для меня очевидно, что чем больше слушателей в принудительном порядке будут кормить отечественной эстрадой, тем больше они будут тянуться к запретной зарубежной музыке. Советские годы это продемонстрировали весьма наглядно.
Вы прочли множество книг, посвященных рок-музыке. Какие из них могли бы порекомендовать в первую очередь?
–К сожалению, большинство хороших книг о роке до сих пор не переведены на русский язык. Поэтому в основном я читаю их на английском. Среди любимых вещей могу отметить книгу британского музыкального критика Йэна Макдональда «Революция в голове: Битлз и 60-е», мемуары Лемми, Оззи Осборна и Кита Ричардса. Это отличные книги.
9 марта на 91 году жизни нас покинул легендарный музыкальный продюсер и композитор Джордж Мартин (1926-2016), которого многие считали «Пятым битлом». Согласны ли вы с этим утверждением? Как оцениваете его вклад в музыкальную индустрию?
– Джордж Мартин – это безупречный англичанин. С безупречным произношением, слухом, вкусом. Не умаляя собственных фундаментальных заслуг «The Beatles», я думаю, что им очень повезло встретить его на своем пути. Нам всем повезло, что они его встретили. Он сумел вовремя услышать именно то, что нужно было услышать, в то время как все остальные считали, что «группы гитаристов выходят из моды». Как мы видим, группы гитаристов по-прежнему в моде. Я думаю, в этом он сыграл очень серьезную роль.
Спасибо вам большое за интервью.
– И вам за внимание. Ждем вас с Дядей Володей в студии «120 минут классики рока».
Спасибо. Непременно воспользуюсь вашим предложением. До встречи.
Беседовал Фарид ХАЙРУЛЛИН Фото: из личного архива Михаила Кузищева
Михаил Кузищев – ведущий радиопередач «120 минут классики рока» и «Битловский эфир». Выпускник Московского энергетического института. Работает редактором сайта Soyuz.Ru.
Вопрос к интервьюированному, если он сюда заглянет: пишет ли Лемми в своих воспоминания о Виве Принсе? В конце 1960-х они вращались в одних кругах, и интересны были бы его рассказы. Но поскольку к поклонникам творчества Лемми я себя не отношу, покупать книгу наобум - не хотелось бы. Заранее спасибо за ответ, буде таковой случится.
Ваш комментарий (если вы еще не регистрировались на Битлз.ру — зарегистрируйтесь):