Помните песню Битлз «Желтая подлодка?» По ней в 1968 году сделали целый фильм, мультик с таким же названием, в котором вся славная четверка совершала невероятные прыжки и ужимки, прорисованные в психоделическом стиле. Арт-директором фильма был Хайнц Эдельман.
Родился Хайнц в 1934 году в Чехословакии, в городке Усти Над Лабем. С 1953 по 1958 он сначала учился, а потом работал в Дюссельдорфской Академии Искусств, специализировался по печатной графике.
Как же пересеклись жизненные пути немецкой литографии и ливерпульского попса?
Начиная с 1965 года, желая шире разрекламировать Битлз на подростковом американском рынке, телеканал ABC заказал серию мультиков для показа в субботу утром. Они были популярны, но самим ребятам крайне не нравились, им казалось что из них делают каких то «флинтстонов».
В 1964 году Битлзх снялись в картине A Hard Days Night, в следующем 1965-м — в ленте Help, но делать третий фильм они крайне не хотели. А надо было, по контракту.
На встрече с продюсерами кто то предложил третью картину сделать рисованной и Джон Леннон, вечный шутник, сказал Ринго — «доставай фломастеры, у нас для тебя задание». Продюсеры согласились, а Битлз, оказавшись неожиданно на свободе от контрактных обязательств, помчались в Индию в гости к Махариши Махеш Иоги. Выбор продюсеров, немецкий художник Хайнз Эдельман, был сделан без них.
Эдельман был тихим, скромным человеком необыкновенной работоспособности. Он не пил, не курил, спал по четыре часа, да и то не каждый день. Щедро генерировал идеи, Боб Балзер, один из мультипликаторов картины вспоминает, что когда в бюджете образовалась дыра и стало ясно, что надо как то срезать углы, Эдельманн предложил заполнить экран летающими цифрами, что смотрелось концептуально, но было дешево в производстве.
Поначалу Битлз были настроены скептически и не хотели активно участвовать в проекте, но когда они увидели сделанный материал, то поменяли свое мнение, добавили к озвучке новые песни и в конце картины самолично появились на экране.
Критики и публика ждали картину с нетерпением. Критики — потому что с 1954 года, когда вышел рисованный фильм Animal Farm –«Скотский Хутор» на английских экранах полнометражных мультов не показывали. Поклонников Битлз и вообще психоделическую публику интересовало совсем другое.
Глядя на картинки, знающие люди многозначительно говорили, что художникам удалось передать галюциногенное состояние сознания, нарисовать психоделический ландшафт. Это было большим достижением, поскольку сам Эдельманн даже макового зернышка в рот не брал никогда.
Успех «Желтой Подлодки», вопреки ожиданиям, не привел к новым проектам подобного рода и Эдельман переключился на другую работу, в основном в рекламе — выполнял афиши и плакаты для фильмов, оформлял обложки книг, в частности немецкое издание Толкиеновского «Властелина Колец» было выполнено им.
Потом был Штутгарт, куда Эдельмана пригласили в Академию Художеств профессором, он даже в своем паспорте в графе «профессия» писал — «учитель». Студентам своим нередко повторял, что графические дизайнеры зарабатывают нищенские деньги, но это лучше чем рыть канавы. На лекциях любил шутить, его считали юмористом.
Как часто бывает, художника знают по самому популярному в его наследии. Эдельмана доставали с «Желтой Подлодкой» повсюду, где бы он ни появлялся, однако он превозмог себя и в 1999 году приехал в Ливерпуль на презентацию американской почтовой марки в 33 цента с пресловутой желтой подлодкой. Он сравнил ее с альбатросом на шее Старого Моряка из сказания поэта Колериджа, которому, в знак его вины повесили труп альбатроса.
За днями дни, за днями дни Мы ждём, корабль наш спит, Как в нарисованной воде, Рисованный стоит. Вода, вода, одна вода. Но чан лежит вверх дном; Вода, вода, одна вода, Мы ничего не пьём.
Все двести товарищей Моряка погибают в игре со смертью в кости, он один спасается для того чтобы вечно рассказывать о своем злодеянии, убийстве альбатроса из арбалета.