«Снова в СССР» — так, вслед за знаменитой песней «Битлз», называется новая книга журналиста и музыкального критика Артема Троицкого, рассказывающая об уже четвертьвековой истории рок-музыки в Советском Союзе. Жанр этот, как известно, «трудный», до сих пор сталкивающийся с непониманием и открытой неприязнью, но тем не менее горячо любимый миллионами поклонников. Кстати, поклонников придется в очередной раз разочаровать: книга вышла в свет не в нашей стране, а в Англии... Наш корреспондент встретился с автором. И первый вопрос касался именно этого удивительного обстоятельства: почему там, а не здесь?
— Самому грустно... Наверное, дело в том, что наши издательства до сих пор относятся к року с подозрением и опасаются обжечься на такой «горячей» теме... Впрочем, уже задним числом я получил некоторые предложения, и не исключено, что у нас книга тоже выйдет. В Англии, кстати, она была напечатана через несколько меся цев после получения рукописи. Такие темпы.
— Вообще как возникла идея книги о советском роке?
— Идея витала в воздухе... Смешно, что до сих пор не было ни одной работы о музыке целого поколения, а теперь уже и двух. Но писать «в стол» мне не хотелось, поэтому я был рад предложению предприимчивых англичан и согласился на него без колебаний. ВААП также подошел к проекту конструктивно и помог оформить все формальности.
— Как бы вы определили жанр книги?
— Наверное, это художественная публицистика. Мне не хотелось перегружать книгу справочной информацией: обилие имен, названий, дат было бы для западных читателей пустым звуком, поскольку с самой музыкой и исполнителями они совершенно не знакомы. Мне хотелось, чтобы книга была правдивой и увлекательной, чтобы она давала представление не только о советском роке и его замечательных представителях, но и о той атмосфере, социальнрй и духовной, в. которой эта музыка создавалась. Кажется, до какой-то степени мне это удалось — во всяком случае, многие английские рецензенты отмечали, что предмет книги шире, чем просто рок-музыка, и что это, по сути дела, первая вышедшая на Западе работа, представляющая объективный взгляд изнутри на жизнь и проблемы сегодняшней советской молодежи. Это комплимент.
— Как в целом критика оценила вашу книгу?
— Книгу приняли исключительно хорошо. Однако я не склонен преувеличивать достоинства своей работы, поскольку мне кажется, что главная причина успеха — это фантастический интерес к СССР, ко всему советскому, существующий сейчас на Западе. Примеры можно приводить долго — это масса статей в прессе, кинофильмы по телевидению, модный дизайн... Скажем, я привез из Лондона майку с репродукцией советского уличного плаката и надписью по-русски «Политику партии одобряем»... Причем, как мне показалось, интерес этот искренний — без примеси злопыхательства, а скорее преисполненный надежд. Поразительный факт: за месяц в десятке городов я дал, наверное, около сотни интервью — и никто ни разу не задал мне вопроса, который можно было бы квалифицировать как провокационный или даже просто недоброжелательный. Даже скучно: я был бы рад поспорить, но столкнулся только с восторженностью и ненасытным любопытством.
— Однако русская служба Би-би-си откликнулась на вашу книгу без особого энтузиазма...
— Я сам не слышал эту передачу, однако мне рассказали, что некая дама устроила книге разнос на том основании, что там недостаточно фундаментально отражены события 50—60-х годов. Я могу понять эти чувства, поскольку знаю, что период ее увлечения роком пришелся на времена расцвета ансамблей «Поющие гитары» и «Веселые ребята»... Наверное, трудно свыкнуться с мыслью, что сейчас в нашей рок-жизни за один год происходит намного больше событий, чем за все те десятилетия.
— Спору нет, у нас рок развивается достаточно бурно. А в каком состоянии находится этот жанр на Западе?
— В разных странах по-разному. В континентальной Европе, особенно в странах Скандинавии и Бенилюкса, рок на подъеме, в Англии — скорее застой. Уже несколько лет не появлялось свежих течений и ярких новых исполнителей. Бесспорно, «группа номер один» — «Ю-Ту», однако популярное сейчас мнение, что это «лучший рок-ансамбль со времени «Битлз», кажется мне сильным преувеличением. В целом складывается однозначное впечатление, что рок оттеснен в угол, а доминирует сугубо легкая, танцевальная продукция. Ситуация очень напоминает период диско-бума середины семидесятых годов, и симптоматично, что в хит-парадах вновь, спустя десять лет, появились «Би Джиз» и Гарри Уайт... Скучно и грустно. Бескомпромиссные музыканты чувствуют себя не у дел: эксперименты сейчас как бы не в моде. И очень многие с надеждой глядят на СССР как страну новаторских преобразований, где честное, антибуржуазное искусство может найти признание...
Да, был у нас такой прекрасный опыт в 20-е годы. Очень жаль, что Министерство культуры столь инертно и консервативно: чем приглашать в нашу страну посредственных коммерческих исполнителей или давным-давно отживших свое монстров (а потом отгораживать их от публики тройными кордонами), стоило бы наладить контакт с молодыми, искренними и ищущими. Вышло бы и дешевле, и куда интереснее в художественном отношении... Впрочем, к установлению более тесного контакта с Советским Союзом стремится не только радикальная молодежь, но и самые респектабельные музыканты. У нас была замечательная встреча с Полом Маккартни. Пол сказал, что всегда испытывал особые чувства к России, и как бы в доказательство этого выдвинул фантастическую идею: он только что закончил запись двенадцати новых песен и хотел бы, чтобы альбом с ними вышел только — повторяю, только! — в Советском Союзе. Только что я получил письмо от менеджера Маккартни с подтверждением этой инициативы.
— А как наша сторона отреагировала на такое предложение?
— Генеральный директор «Мелодии» В. В. Сухорадо сказал, что фирма готова начать переговоры.
— Это действительно потрясающая новость. Музыку Пола Маккартни любят в нашей стране миллионы и миллионы... А как обстоит дело с советской рок-информацией в Англии?
— Многие что-то читали по поводу «русского рока», но реальной музыки почти никто не слышал. В июле этого года в Лондоне выступали «Автограф» и «Диалог», однако большого впечатления на слушателей и экспертов они не произвели. Дело в том, что от советского рока ожидают не повторения западных клише — даже на хорошем уровне,—а чего-то по-настоящему оригинального, «своего». Мне кажется, что такие «непохожие» группы у нас есть — правда, не в филармониях, а в системе рок-клубов... В Англии я встретился с руководителями многих фирм грамзаписи, и почти все они проявили самый живой интерес к нашей музыке. Сейчас необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы утвердить советский рок на международной арене,— ведь момент очень благоприятный. Надеюсь при этом, что диски наших групп будут выходить не только за границей...
В. ДЬЯЧКОВ.
На снимке: Пол МАККАРТНИ (слева) и Артем ТРОИЦКИЙ. Фото Л. МАККАРТНИ.