Джим Моррисон изучает киноискусство
По иронии судьбы Джим Моррисон, самый знаменитый учащийся школы киноискусства UCLA, не снял ни одного фильма – по крайней мере, по общепринятым голливудским меркам. За свою короткую жизнь Моррисон успел снять экспериментальную картину «HwY» и закончить документальный фильм о Doors «Пир друзей» вместе с двумя своими друзьями – Полом Феррарой и Фрэнком Личиандро. Во время второго года, проведенного в UCLA, в 1965-м, Джим посещал курс кинопроизводства у Терри Маккартни-Филгейта, канадского кинодокументалиста и преподавателя. В эксклюзивном интервью «Американским легендам» Терри Маккартни-Филгейт, живущий ныне в Торонто, вспоминает Джима Моррисона.
- Что из себя представляла UCLA тогда, в начале шестидесятых?
- Это было потрясающее место. Директором школы был Колин Янг, позже основавший Национальную Киноакадемию в Британии. Вокруг него собирались чудаковатые люди и эксцентрики всех мастей. Любой, кто его интересовал, мог записаться на курс. В моем классе учились бывший полицейский, один араб, израильтянин…
- И двое парней, которых звали Рэй Манзарек и Джеймс Моррисон.
- Точно. Вообще, всех, кто обладал крутым нравом, Колин отдавал на мое попечение. Так как я не был профессиональным кинематографистом - обычным представителем преподавательского состава, мне доставались все буяны и одиозные личности. Моррисона направили ко мне в класс, потому что до этого он попал в неприятности. По-моему, он угрожал избить кого-то.
- Вы наблюдали когда-либо эту темную грань его натуры?
- Помню, однажды я побывал на его квартире, за пределами студгородка. По меркам UCLA он был довольно богат. Его отец был адмиралом. Деньги у него водились. Так вот, Джим снимал там один из эпизодов своей короткометражки. Я согласился немного помочь с кинопроектором. Тут я заметил висевшую на стене мишень для игры в дартс на фоне вырезок из разворотов «Плейбоя». Помню, я подумал: женщины не слишком его интересуют. Когда я ему об этом сказал, он засмеялся. Он был не слишком общителен. Был одиночкой.
- Расскажите о фильме, который Джим снимал.
- Это был коллаж – в фильме не было сюжета, он был построен из различных образов и изображений. Помню одну из сцен. Подруга Джима, облаченная в пояс с подвязками, танцевала, стоя на телевизоре. В это время на экране появляется изображение буддистского монаха, совершающего акт самосожжения. Джим не мог знать об этом заранее. Это было, с точки зрения съемок, чистым везением. Картина Джима, вообще говоря, была не самой шокирующей – один из студентов проводил съемки в городском крематории. Но нигилизм тогда был популярен, а начинающие кинематографисты всегда подражают другим. Я полагаю, Моррисон видел фильм «Triumph of the Will».
- Также одним из ваших учеников был Рэй Манзарек.
- Для студентов Рэй был кем-то вроде гуру. Он всегда мог дать совет любому из однокурсников. Джим обладал талантом, но Рэй ко всему прочему был очень организован. Джим был несобран, недисциплинирован. Свой фильм он так и не довел до конца. Не захотел заниматься монтажом. Это было в шестидесятые. Было слишком трудоемко. Я поставил ему «не закончено».
- Как бы вы охарактеризовали личность Джима?
- Он был нарциссистом. То, как он стоял поблизости, вытягивал шею, отгибался назад… У него уже был этот образ самого себя…
- Проявлял ли Джим в то время интерес к пению?
- Вообще, насколько я помню, Рэй Манзарек тогда организовал свою группу под названием «Rick and the Ravens». Однажды я услышал их на сборище студентов в Санта-Монике. Джим был их вокалистом, но в те времена ничем особенным не выделялся. Никто и не предполагал, что его ждет успех.
- Во время съемок фильма «The Doors» Оливер Стоун связывался с вами?
- О фильме я понятия не имел до его выхода. Я даже не видел смысла в том, чтобы его смотреть. Я лично знал Джима Моррисона и успел составить свое собственное впечатление о нем.
- А что стало с тем студентом, который снимал фильм в здании крематория?
- Не знаю. Наверное, вышел на пенсию и держит мотель где-нибудь на Среднем Западе…
Перевод Михаила Гунина
http://www.101.km.ru
|