RSS:
Beatles.ru в Telegram:
|
|
Интервью с Дэвидом Гойеттом (группа Beaten Path)
Словосочетание Beaten Path сродни русскому "проторенному пути". Впервые об одноименном проекте двух музыкантов из Торонто я узнал пару лет назад, в одном из сообщений рассылки "битлз-новостей"; сообщалось, в частности, что юристы фирмы Apple Corps, представляющей официальные интересы группы The Beatles, выставили иск представителям проекта Beaten Path в связи с несанкционированным использованием логотипов The Beatles и Apple. Заинтересовавшись тем, что где-то под боком живут люди, удостоившиеся чести наезда со стороны самих битлов, я нашел их официальный сайт. И выяснилось, что:
- Beaten Path - это название проекта и одновременно альбома, выпущенного Дэвидом Гойеттом и Томом Хейфроном.
- Том Хейфрон - профессиональный музыкант, бас-гитарист легендарных The Troggs.
- Дэвид Гойетт - музыкант, продюсер, менеджер Королевской Музыкальной Консерватории.
Там же, на сайте, были опубликованы условия конкурса: предлагалось послушать 50 секунд одной из композиций альбома, и тому, кто сможет назвать использованные фрагменты как минимум 7 песен The Beatles, диск был торжественно обещан за пол-цены (10 канадских долларов против 20). При этом сообщалось, что сэр Джордж Мартин сумел определить 11 песен.
С легкостью определив 9, я отмылил ответ мистеру Гойетту, и через неделю достал из почтового ящика искомый альбом. Он представлял собой подборку песен, написанных полностью в битловском ключе, и даже с указанием конкетного года истории The Beatles, повлиявшим на ту или иную песню Beaten Path. Словом, приличная, трогательная работа музыкантов-битломанов, свидетельствующая о хорошем знании первоисточника и о безусловном к нему уважении.
"Вокруг чего же сыр-бор?" - подумал я тогда, но, закрученный бытом, отложил диск в сторону и вспомнил о нем лишь сравнительно недавно, когда узнал о выходе второго альбома проекта, на этот раз посвященного Джону Леннону. Зайдя на сайт Beaten Path, я обнаружил, что он существенно изменился: исчез старый логотип (причину я понял позже) и изменился дизайн, добавились многочисленные отзывы людей со всего мира, вполне положительно воспринявших первый диск (первыми в списке гордо красуются слова сэра Джорджа Мартина "Thank you for sending me your Beaten Path CD, which I enjoyed immensely. It was great fun to listen to. I am honoured and embarrassed that anyone should write a song in my honour. Good luck with your future recordings" - "Спасибо за присланный диск Beaten Path, который мне очень понавился. Я получил огромное удовольствие при его прослушивании. Польщен и смущен тем, что кто-то написал песню в мою честь. Желаю вам успеха в будущих записях", и тут же отклики от многолетнего друга Джона Леннона Ронни Хокинса, Гордона Уоллера из дуэта Peter & Gordon, пианиста Роя Янга, игравшего с битлами и Тони Шериданом в Гамбурге…), и самое главное - анонсировался второй диск дуэта, и опять же, распознавшие ссылки на битловские песни в тексте одной из нового альбома, также имеют возможность получить диск за полцены. На этот раз я не стал прилипать к компьютеру, а попросту позвонил Дэвиду Гойетту и попросил о небольшом интервью.
Ободренный радушным приемом, я начал беседу с наглой попытки урвать еще парочку экземпляров первого альбома Beaten Path для передачи коллегам в Россию. Оказалось, что весь тираж уже полностью распродан, и становится коллекционной редкостью. Вот с этого и стартанем.
- Так вы процветаете? Это здорово! А с чего все началось?
- Да, дела идут неплохо. Началось все давно, году в 94-95. У меня есть близкий друг Том Хейфрон, он когда-то играл в Troggs…
- Wild Things!
- Вот-вот!
- Так это его там голос?
- Нет, он играл на басу. Вообще-то когда они записывали Wild Things, ему было всего лет 15-16… но он очень горд, что был частью этого… так вот, мы как то разговаривали, и подумали - какая жалость, что мы больше никогда не услышим новых песен Битлз, не почувствуем этого возбуждения…
- Это было еще до Free As A Bird?
- Да, и до маккартниевских трибьютов. И мы решили сделать что-то вроде новых битловских песен - исключительно для самих себя. И когда что-то получилось, то битловский мир нас признал, и вроде даже проснулся, и мы получили признание от Джорджа Мартина. Начались продажи - в основном через интернет, и несколько экземпляров даже ушли в Россию.
- Неужели?
- Да, мы сами были удивлены… А работа над диском заняла больше двух лет. Причем, первые 7 месяцев я просто изучал материал. Полностью и детально изучил каждую из песен The Beatles - сколько их, 270 с чем-то? Я, конечно, все их знал раньше, но теперь я их начал анализировать. Пытаясь поймать "тренд", характерные особенности каждого периода… и потом я начал писать, и это тоже заняло немало времени - нужно было чем-то еще заниматься, мы ведь это не делали ради денег.
- Интересно, что ты сказал насчет битловского тренда, точнее, что каждый период их творчества означен характерными чертами. Какие это черты, скажем, в первом периоде - 62-64 гг.?
- Ну, я бы определил первый период как 56-61 гг… Когда эти несколько ребят находились под сильным влиянием американской музыки - слушали американские пластинки, копировали американские песни, гитарный стиль Чака Берри и Чета Эткинса… Пол находился под огромным влиянием Элвиса… их первый альбом фактически американский по музыке. То есть они писали свои песни, находясь под влиянием других.
- А ты сам помнишь то время? Сколько тебе тогда было?
- Мне было 13, когда я смотрел их на шоу Эда Салливана. И я помню то время, когда говорили об этих странных прическах, гитарах, и так далее… я был просто сражен этой музыкой.
- Да, 13 лет - как раз подходящий возраст, чтобы начать… а живьем их довелось увидеть?
- Нет, к сожалению. Наша семья жила тогда в Оттаве, так что в 64-м я никак не мог попасть на концерт в Торонто, а когда в 66-м они снова здесь были, меня опять же родители не отпустили, посчитали, что я еще слишком мал… Потом уже в 69-м, когда учился в университете, я видел Джона на Varsity Stadium - на том фестивале, где были Doors, Элис Купер со своей змеей, Чак Берри… Говорили, что окончательный уход Джона из The Beatles произошлел как раз после этого концерта. Сказать по правде, он выглядел ужасно - совершенно пьяный и обдолбанный, говорили, что он заблевал весь самолет, когда летел… И играли они неважно - гитары Эрика Клэптона вообще не было слышно (а я сам гитарист, и для меня уже тогда Эрик был как Бог), а гитара Джона наоборот, ревела. Потом Йоко из огромной белой наволочки принялась орать - серьезно, это было ужасно. Я потом разговаривал с Клаусом Ворманном, и он сказал, что, по правде, это был самый ужасный концерт в его жизни… Поехали на Битлз-фест, Клаус там каждый год бывает, сам спросишь.
- Который Битлз-фест?
- В Нью-Джерси, каждый год в марте. Огромный слет битломанов со всего мира. У нас уже есть группа старожилов, так что если хочешь - примыкай. Там всегда очень много народу интересного, радио-программы, совсместные просмотры редких видео, кино, куча меморабилии… приезжают Билли Дж. Крамер, Питер-Гордон, Луиза Харрисон, Клаус, этот парень из Ратлс, "Дёрк Мак-Куикли", который Пола играет…вся ленноновская нью-йоркская тусовка…
- Все же вернемся к периодам.
- Вот именно. А если говорить о периодах - по-моему, самый значимый - это 65-й: они по-прежнему еще под влиянием Америки, но уже пишут собственные оригинальные песни - отсюда вышли Help и Rubber Soul, когда они начали использовать задержанные кварты, увеличенные трезвучия, малые септаккорды с квартой, нонаккорды, новые сочетания аккордов, минорные доминанты, сочетания кварт и терций в вокальных партиях… Причем, это была их природа, никто из них толком не понимал, что делает… У Пола, правда, была музыкальная семья, но в незначительной степени.
- Но Джордж Мартин?…
- Джордж Мартин - это уже было позже. Даже в своей книге Джордж признает, что в первые несколько лет он был просто звукооператором, просто записывал то, что ему уж в готовом виде приносили... а вот к Revolver он расцвел.
- У меня ощущение, что основная часть вашего альбома относится как раз к этому периоду - 66-67 гг.
- О да, Revolver и пр. То есть, когда все окончательно сложилось. Ранний период - там было все понятно. Только не думай, что песни в духе раннего периода так уж легко писать - о нет!!! Сам как-нибудь попробуй.
- Я и пробовал, но стараюсь об этом не вспоминать…
- (смеется) вот именно. Можно пытаться копировать то, что они делали, но сделать что-то оригинальное в этом же ключе, имея в виду то, что уже было сделано ими -
- Я только недавно был на большом фестивале прогрессивного рока, и знаешь, что мне пришло в голову - вещи типа I'm The Walrus или Strawberry Fields Forever по-прежнему более прогрессивны, чем многие группы сегодняшнего дня.
- Целиком согласен! Мagical Мystery Тour вообще, на мой взгляд, самый недооцененный альбом The Beatles, и мой самый любимый. Самый экспериментальный, и попытаться схватить это - было самое сложное. Мне кажется, мы первые в мире, кто это сделал.
- Не совсем. Тодд Рангрен когда-то выпустил Deface The Music - ты знаком с этим диском?
- Знаком, но это не совсем то. Я, конечно, ничего против этого не имею - чем больше Битлз в мире, тем лучше - конечно, этот альбом под сильным влиянием Битлз, но он несет какие-то странные вещи… мы говорим, что мы находимся под влиянием Битлз, а Тодд - что он думает о Битлз. Вообще, карьера у Тодда странная, если ты понимаешь, о чем я… Есть еще бэнд в Германии, называется The Butlers - только, они, к сожалению, появились, как бы это сказать… не в той части Германии...
- Вы встречались лично с Мартином или Маккартни?
- Нет, с Мартином нам удалось связаться через его сотрудников. Очень трудно было до него добраться, в конце концов я каким-то чудом пробился на студию AIR по телефону, и мы поговорили. Это было очень важно для меня лично, и для Тома, все же Джордж Мартин, что ни говори - пятый битл. Если говорить об их главном периоде. Его признание как бы открыло нам дверь, в том числе и коммерческую
Маккартни лично с нами не общался. Мы пытались его достать, и в конце концов он просто передал нам привет через своих представителей, так что фактически мы получили одобрение нашей работы - он передал нам свои хорошие пожелания. Ринго трудно было найти - он почти все время живет в Монако, Джорджа - по понятным причинам… И еще мы отослали копию Йоко, и вот с этого все и началось - она подала на нас в суд.
- То есть, если бы вы не послали ей диск, ничего бы не было? Я помню, возня закрутилась вокруг шрифта и этого зеленого яблока? По моему абсолютная чушь.
- Чушь полная. Действительно. Шрифт и картинка зеленого яблока. Но знаешь что? Йоко Оно вечно с кем-нибудь судится. Вот только что еще один суд - с Фредом Симаном. Я его очень хорошо знаю..
- В самом деле? Говорят, он украл что-то…
- Да, и все это рассматривается в суде, так что я должен быть очень осторожен в выражениях… так что я просто скажу то, что мне рассказал сам Фред, который был очень близок с Джоном. Так вот, примерно в 79-м Джон попросил Фреда - на случай, если с ним что-нибудь случится, то есть как завещание - передать часть его личного архива Джулиану. Джон очень был озабочен, чтобы эта часть архива не попала бы к кому-нибудь другому. Можно только предполагать, что он имел в виду Йоко… Там были письма, фото, документы. И когда Джон умер, Фред позвонил Джулиану. А тот сказал - это мне не нужно.
- Как?!
- А вот так. И получилось, что у Фреда на руках куча документов, и он стремится выполнить волю Джона, чтобы они не остались там, где Джон не хотел их оставлять. В-общем, он обо всем в книге написал.
- В том числе и о том, что Джулиан отказался от бумаг?
- Да. Джулиан - точная копия Джона, в том числе и по темпераменту. А Йоко - у нее свои представители, и она повсюду заявляет, что эти бумаги - часть семьи, и должны остаться в семье. Но и Фред - неглупый человек. В прошлом году он был в Торонто и показывал мне часть этого архива. Ты не поверишь, в последние годы Джон был совсем не таким, каким его принято описывать. Он сидел на героине. на кокаине, вел очень разгульный образ жизни, страшно похудел… есть несколько книг, что-то типа Lost John Lennon Diaries, там опубликованы фрагменты его дневников…
- Возвращаясь к первому проекту - как вы считаете все же, чья роль в группе была более значимой --Джона или Пола? Дело в том, что когда я слушал ваш диск, у меня сложилось впечатление, что за основу вы больше использолвали песни Пола. А потом я узнал, что второй диск вы все-таки полностью посвятили Джону…
- Мы правда не думали, чьи песни больше отражать, когда подбирали материал. Но правда и то, что примерно с 68-го года Джона в Битлз уже почти не было - это была группа Пола. А Пол - это просто музыкальная машина, паровоз, который всегда работает на полной энергии. Так что я не думаю, что мы пытались соблюсти какой-то баланс. Персонально я - больший поклонник Джона. А другие люди пытались услышать Ринго, или Джорджа, даже говорили - зачем вам это, Джордж - плохой гитарист…
- Да он великолепный гитарист!
- Да, я тоже так считаю. Мы немало времени провели, пытаясь уловить его стиль. Так что для нас было главное - четверо парней (точнее, пятеро) - и их музыка.
- Я, слушая диск, подумал - жалко, что вы не могли пригласить оркестр, или хотя бы какие-то натуральные инструменты. В основном все партии записаны на синтезаторах. А барабаны?
- Тоже на синтезаторах. Мы же не работали ради денег, я просто не мог позволить себе нанять оркестр. Хотя второй диск уже гораздо лучше получился в смысле звука, потому что и технология подтянулась. Ты не представляегшь, чего можно наворотить с новыми технологиями!
- Так второй диск неплохо тоже продаётся?
- Поначалу продажа просто шла блестяще! . Мы все-таки два года второй диск готовили. Практически все, кто купил первый диск, прислали заказ на второй. И очень хороший прием был среди людей, которые были близки с Джоном Ленноном - Дэвид Пил из Нью-Йорка, вообще нью-йоркские люди. Прошлой осенью мы оказались в Ванкувере, там почему-то очень много наших дисков продавалось. И тут случилось 11 сентября. И все продажи сразу остановились. Что-то произошло, я даже не могу это объяснить - с людьми как шок случился, все остановилось!
- Но вы собираетесь продолжать?
- О да, конечно.
- Как Beaten Path?
- Первоначально мы думали, что третий диск будет посвящен Джорджу, хотя у Джорджа гораздо меньшая аудитория, да и время, как ты понимаешь, не очень подходящее … хотя я недавно узнал, что уже в следующем месяце выходит новый диск Джорджа… И еще есть планы целый альбом посвятить раннему периоду - 60-64 годам.
- И с настоящими барабанами?
- О да, и с гитарами, и пр. Многие люди не относятся к тем годам всерьез, а мы хотим сделать что-то настоящее в том духе.
- Но это не основная ваша работа?
- Нет. Я бизнесмен, у меня своя паблишин-компания, мы готвим презентации, пишем спичи, я работаю менеджером в Королевской Музыкальной Консерватории. Том - тот полностью занимается только музыкой.
- И последний вопрос - чем кончился юридический спор?
- Ну, я уступил.
- Что значит - уступил? Проиграл?
- Скажем так - юристы Apple посчитали, что они выиграли. Поначалу от нас требовали остановить продажи, выдать весь список людей, которые купили диск через интернет… забрать у нас деньги.
- Но вы ничего не заплатили.
- Ну нет, денег я не отдал. Договорились так - мы не будем допечатывать тираж, а на диски добавим наклейки, что, мол, это несанкционированные атрибуты The Beatles. Но тираж к тому времени уже практически был распродан. Вообще, я считаю, моя совесть чиста. На самом деле, подоплека этого наезда была простой - "мы продаем The Beatles, и мы не хотим, чтобы кто-то пользовался звуком The Beatles, звучал как The Beatles, потому что The Beatles - это наш продукт"
- То есть шрифт, зеленое яблоко - это повод?
- Да. Они просто не хотят никакого продукта, похожего на The Beatles.
- Но это глупо! Как можно запретить стиль? А как тогда быть со всей дискографией Electric Light Orchestra?
- …или музыкой кантри? Или 3 аккордами рок-н-ролла? Или со всей классической музыкой?.. Поэтому когда мы выпутили второй диск, мы убрали шрифт, яблоко - распечатай-ка, мне интересно, что ты скажешь. Во первых, видишь, здесь надпись, немножко нагловатая: оригинальная неавторизированная музыка в честь Джона Оно Леннона (Original And Anauthorized Music In Praise Of John Ono Lennon). И на развороте - что ты видишь?
- Крупным планом глаза маленького Джона.
- Да, это снимок, когда ему было 6 лет. И мы демонстративно послали этот диск в Apple Corps. И нам сказали - о-кей, держитесь крепче, теперь мы за вас возьмемся. Но я к тому времени уже был поумнее, и сразу выдал информацию в интернет. И с тех пор от них ни слуху ни духу.
- А что, фото маленького Джона тоже защищено правами?
- Да все защищено, но мы оставили только фрагмент.
- Так кто же на вас наехал?
- Apple Corps.
- То есть, формально - фирма The Beatles.
- Да, формально Apple Corps принадлежит четырем людям - оставшимся (тогда их еще было трое) битлам и Йоко. Но ни от Джорджа, ни от Ринго я ничего не слышал, хотя каждому отправили по копии, а из офиса Пола нам, как я уже говорил, передали от него привет - я и это указал в ответном письме юристам...
- Не возражаешь, если я все так и напишу?
- Разумеется. Для меня все это имеет значение, поскольку все так или иначе связано с Битлз. Какая разница, кто, чего, кому… лишь бы в мире было побольше Битлз!
Евгений Бычков, 27 сентября 2002, г. Торонто Специально для журнала Эпплоко и интернет-сайта Битлз.ру
|
|
|