Они воздействовали на меня на чисто визуальном уровне, когда я ещё даже не знал их названий.Первая была "Линейка мистера Магритта" - её прозрачные белые цвета расплывались по белому полотну, распространяя вокруг атмосферу безмятежности.
Другая, "Мозг в огне" - голова, взрывающаяся от напряжения, - приоткрывала смятенный внутренний мир, скрытый под маской лица.
Разумеется, МакКартни желает, чтобы о его картинах судили, исходя из их художественной ценности, а не удостаивали их особым отношением, как работы знаменитостей. Но вместе с тем было бы наивно полагать, что, глядя на эти глубоко личные работы, мы можем полностью игнорировать, кем они были созданы.
Не обнажает ли, например, "Мозг в огне" творческий хаос в душе самого МакКартни?
Полотна, подобные этим, убеждают, что МакКартни от природы наделён пониманием цвета, экспрессивного потенциала мазка и краски и умением использовать всё это на холсте. В его картинах ощущается подлинная спонтанность. Они изображают сам творческий процесс. Причем они скорее зарождаются непосредственно в ходе их создания, нежели берут начало в некой ителлектуальной идее, которая затем воплощается средствами живописи.
Тут прослеживается явная параллель между тем, как МакКартни сочиняет музыку, и тем, как он пишет картины.
Он никогда не скрывал, что не имеет никакого музыкального образования и что, став участником ансамбля, на первых порах не мог прочесть ни единой ноты. Это отнюдь не явилось помехой в творчестве, а, по-видимому, напротив стало большим преимуществом, предоставившим полную свободу для импровизации и новых идей. Тренькание на гитаре, из которого складывалась вдруг новая мелодия, или игра музыкальными фразами, в результате которой приходили на ум слова, по цепи ассоциаций, ведшие к созданию образа или рассказа, - вот история создания многих класических песен, известных каждому. Существенным вкладом в этот процесс было сотрудничество с товарищами по группе и, конечно, природный талант МакКартни, который углублялся и совершенствовался с опытом.
Создание живописного полотна у МакКартни происходит во многом точно так же - за вычетом, разумеется, группового взаимодействия, потому что живопись - это одинокое занятие.Он говорит: "я убиваю холст", "исследую случайность", "действую наобум"; он, не задумываясь, наносит на чистый холст несколько случайных мазков и с них начинает свою работу. Иногда идея картины известна ему заранее, иногда он улавливает её в процессе создания ил даже после завершени полотна - вот как он работает.
Этот метод далеко не нов, он имеет долгую историю в западном искусстве. Леонардо да Винчи советовал художникам искать вдохновления, разглядывая трещины на стенах или узоры на камнях. В