RSS:
Beatles.ru в Telegram:
|
|
Маккартни в Петербурге - отчет о концерте #18 (The Beatles... Как много в этом слове для сердца русского слилось!)
Небо над Дворцовой площадью томилось от безграничной тяжести свинцовых туч. Казалось, вся стихия природы остановилась именно здесь, в городе на Неве, именно этим вечером. Проходят минуты в затянувшемся ожидании. Мелкий дождик резко сменяется ливнем, внезапно обрушившимся на площадь и сцену… Сцену, на которой в тот день подарил нам свое выступление Пол Маккартни.
Приезд на один день в Петербург с единственной целью посетить концерт экс-участника «The Beatles»! Мне, простой смертной зрительнице, пришлось миновать три милицейских кордона на Невском проспекте перед входом на Дворцовую площадь. Меры безопасности, предпринятые стражами правопорядка, достигли своего апогея. Представьте себе запруженный многотысячной толпой Невский проспект и всего два узеньких прохода, в которые, нетерпеливо толкая друг друга, вливается безумная, распевающая песни легендарных битлов, масса. При обнаружении фотоаппаратов в процессе бесцеремонных поисков по сумкам и одеждам, охрана (правда, весьма учтиво!) либо отбирала камеры, либо, судя по валяющимся под ногами пленкам, последние просто заставляла засвечивать.
Несколько минут перед выходом Маккартни промокшую публику тщетно пыталось развлечь довольно неуместное карнавальное шоу клоунов под аккомпанемент музыки, явно далекой от творческих пристрастий людей, пришедших послушать шедевры 60-х годов прошлого столетия.
Неожиданно, с полуторачасовой задержкой, Он выскочил на сцену со своими музыкантами. Очарованный роком, неправдоподобно молодо выглядевший… Несколько тяжеловестный для начала «Jet» - хит 1973 года – побудил Пола тут же заранее извиниться за плохое знание русского. С первых аккордов российских зрителей разных возрастов захватила битловская классика. Правда, начал сэр Пол с менее известного репертуара – это были в основном его сольные работы и песни группы Wings, которую Маккартни создал после распада Beatles.
Полу, видимо, слегка наскучило флегматично перебирать толстые басовые струны, и Он взял в руки электрическую гитару. Поистине сюрпризом стал старинный рок-н-ролл «Let Me Roll It», когда мощный поток гитарных риффов словно бы подействовал на капризную дождливую погоду. Прямо на глазах у зрителей тяжелые свинцовые тучи за считанные секунды рассеялись, и Дворцовую площадь осветило солнце, которое ни разу не исчезло вплоть до конца выступления. Тут уж остается загадкой, кто же все-таки разогнал тучи – круживший над Питером вертолет (что вряд ли) или максимальный «драйв», который выжал из десятков тысяч людей 62-летний Маккартни…
«You wont see me» Пол представил по-русски как песню, которая впервые исполняется в России. Впрочем, как и – «She is a woman». Это произведение отличилось непредсказуемо-жестким эксцентрическим звучанием, ставшим в какой-то мере контрастом на фоне пары следующих лирических композиций, сыгранных на разноцветном рояле. Чуть с грустинкой прозвучала одна из них – «The Long And Winding Road» - ассоциируясь у меня чем-то с романтическими дорогами, которые то и дело появлялись наряду с отдельными видеороликами и концертными кадрами на огромных экранах, установленных вплотную к сцене.
Маккартни в какой-то момент остался на сцене лишь с акустической гитарой в руках. Прогнав музыкантов со сцены, Он по-русски таинственно прошептал: «Наконец-то мы одни!» Предался историческим воспоминаниям: «В Ливерпуле мы скинулись по одному фунту, пошли в маленькую студию и сделали первую запись». Вполне вероятно, что в тот момент Пол вспомнил те далекие времена, когда «The Beatles» делали сумасшедшие трюки с акустическими гитарами. К примеру, Маккартни когда-то играл на акустике на октаву выше басовой партии… Но это так, небольшое лирическое отступление. Пара песен звучит в качестве посвящений Джону Леннону («Here Today») и Джорджу Харрисону («All Things Must Pass»).
Каждая сыгранная Маккартни композиция отражает не только неповторимую профессиональность и собранность игры, прежде всего – насыщенность инструментальных импровизаций. Гармония последовательных неожиданных комбинаций гитарных партий словно бы была подчинена какой-то цели… Наверное, цели раскрыть сокровенные переживания и чувства, которые переполняли сэра Пола на протяжении концерта. Впрочем, Он умело смог выразить свое душевное состояние и на русском языке, признаваясь в любви в ответ на овации поклонников, заваливающих цветами «битла»: «Я вас люблю!» А когда русских фраз не хватало, его английский переводили на экранах. Правда, синхронисты никак не успевали за Маккартни.
Когда концерт подошел к той своей части, которая традиционно называется «на бис», Пол несколько раз с трогательной наивностью спрашивал площадь по-русски: «Че, мало?» Стоявший рядом со мной в спертом давкой танцполе серьезный солидный мужчина неистово завопил: «Мало, давай еще!» И, правда, если бы Он играл не два с половиной часа, а скажем, часа четыре – присутствующие не возражали бы.
Читатель обвинит автора в излишней впечатлительности, но вечные мелодии «Yesterday» и «Let It Be», растворившись в голосах десятков тысяч людей, напоминали что-то вроде всеобщих церковных молитв. Далее грянул очень редкий для концертов рок-боевик «Helter Skelter», в котором продолжительный шквал визжащих гитар гармонично сочетался с неожиданным дерзко-свирепым вокалом Маккартни. Финальным аккордом стала лирическая композиция, специально написанная музыкантом для концерта в России и посвященная Петербургу. Прощаясь с публикой, Пол Маккартни намекал на будущую встречу. И исчез в кратком буре из конфетти.
Каждый музыкальный инструмент в руках Маккартни приобретает некую своеобразную одушевленность. Глубокая задумчивость бас-партий, беспощадная психоделическая оргия электричества и бесконечная грусть акустической гитары, элегическая сентиментальность рояли, струны которого словно плачут, будто задетые за живое, и нежно поют под ласковыми прикосновениями пальцев Маккартни… И смеются, и негодуют, и вздыхают…
Это был не простой концерт западной рок-легенды. Это был приезд человека, который олицетворяет что-то родное, личное для каждого из нас. «Back in the USSR», которая исполнялась на фоне кадров с плакатами советских времен, Маккартни сопроводил фразой: «Эту песню особенно приятно играть именно здесь, в России». Только ради того, чтобы это услышать, думаю, мне стоило приехать в город на Неве!
Ирина Краснощеких.
|
|
|