АНСАМБЛЬ "УРИЯ ХИП" в составе: МИК БОКС, ДЖОН ЛОТОН, КЕН ХЕНСЛИ, ЛИ КЕРСЛЕЙК, ТРЕВОР БОУЛДЕР
"...Красные глаза как будто спалили ему ресницы; противные расплющенные поздри то втягивались, то раздувались при дыхании; все его тело от подбородка до башмаков извивалось, как змея..." — так описывает Чарльз Диккенс в романе "Дэвид Копперфилд своего "антигероя" Урию Хипа, явившегося, по словам автора, "воплощением пресмыкательства и подлости". Что и говорить, персонаж вышел настолько несимпатичным, что стал нарицательным, однако это не помешало лондонскому рок–квинтету назвать себя именно так: "Урия Хип".
Начало 1970 года. Гитарист Мик Бокс и певец Дэвид Байрон из ансамбля "Специи" объединяются с органистом Кеном Хенсли и бас–гитаристом Полом Ньютоном из группы "Боги". Союз был довольно необычный. "Специи" — группа неяркая, но техничная, с хорошим зарядом "профессионализма". "Боги", напротив, очень претенциозны. Они записали два альбома, полных мрачных звуков органа, вздохов, криков и мистики... И вот в результате этого объединения родился ансамбль "Урия Хип". Как это ни странно, название такое никого не удивило. Шла волна "тяжелого рока", и группы соревновались между собой не только в громкости звучания, но и в "устрашаемости" названий. На сцене появились "Черный шабаш" и "Черная вдова", "Белая ведьма", "Кровавый рок" и "Атомный петух"...
"Урия Хип" принадлежал к этому же течению, отличавшемуся, помимо напора и интенсивности музыки, ещё и специфическим звучанием, которого музыканты добивались унисонными аккордами на гитаре, басе, иногда и на органе. Дебют "Урии Хипа" состоялся летом 1970 года. В сентябре вышел в свет первый альбом — "Очень тяжело, очень скромно", и стало ясно, что на сцене появилась не просто очередная "тяжёлая" группа. Индивидуальность "Урии Хипа", его оригинальное звучание определили, прежде всего, вокал. В отличие от собратьев по стилю ансамблем использовалось многоголосие, почти хорал, чем–то напоминавший "Бич Бойз". На фоне стальных гитарных аккордов тянущий высокие ноты хор звучал весьма эффектно. По такому контрастному принципу построена "Цыганка", самая известная и яркая песня первого диска. Среди "жестоких" романтических рок–н–роллов неожиданно прозвучала баллада Хеллермана и Минкоффа "Выйди, Мелинда", страшная история девочки–сироты, пережившей мировую войну. Обращение ансамбля к антивоенной теме оказалось не случайным: во втором альбоме она была продолжена сюитой "Солсбери". На этой же пластике звучат прекрасные мелодии "Леди в чёрном", "Парк", словно позаимствованные из средневекового фольклора.
И всё же первый большой успех пришёл к "Урии Хипу" только летом 1971 года, после выхода в свет альбома "Посмотри на себя". Заглавная песня стала боевиком во многих странах; другие яркие композиции, "Июльское утро" и "Слезы в моих глазах", поставили "Урию Хипа" на один уровень с такими мастерами "тяжёлого рока", как "Дип пёрпл" и "Лед Зеппелин".
В течение двух лет у ансамбля не было постоянной ритм–секции. Сменилось четыре ударника и два бас–гитариста. Лишь во время записи четвёртого альбома состав стабилизировался. Место за ударными занял Ли Керслейк, в бас–гитаристы был приглашён новозеландец Гэри Тэйн. "Демоны и колдуны" — четвертый альбом — вышел в июне 1972 года и стал, пожалуй, самым популярным в истории группы. Манера игры сильно изменилась: песни стали мягче, мелодичнее, более насыщены звучанием клавишных инструментов. Сказывалось то, что Кен Хенсли всё увереннее брал на себя композиторские полномочия. Журнал "Мелоди Мейкер" поместил рецензию на диск, в которой утверждалось, что стиль ансамбля представляет собой разумный компромисс между "тяжёлым роком", поп–песнями и "клавишной", неоклассической рок–музыкой (Кейт Эмерсон, "Йес"). Другие, менее доброжелательные критики окрестили музыку "Урии Хипа" "тяжёлой опереттой". Как бы там ни было, "Демоны..." стали самым популярным рок–альбомом 1972 года в ФРГ, а песня "Лёгкая жизнь" — первым заокеанским шлягером группы.
Спустя менее чем полгода на прилавках появляется очередной диск "Урии Хипа" — "День рождения волшебника". И вновь — солидный тиражный успех, а также похвалы в адрес сюиты, давшей альбому название. Несомненно, 1972 год был наиболее плодотворным в творческой карьере группы, и своей последующей долгой сценической жизнью "Урия Хип" во многом обязан популярности, завоеванной именно тогда. Ансамбль прочно обосновался на Олимпе рок–музыки, и жизнь его пошла по давно заведенной схеме: европейское турне, американское турне, запись пластинки, каникулы, японское турне, европейское турне и т. д. Диски "Сладкая свобода" (1973) и "Чудо–мир" (1974) не принесли ничего нового по сравнению с предшествующими; гораздо больший успех выпал на долю двойного альбома с концертными записями старых, известных песен группы, который получил название "Урия Хип живьём".
В конце 1974 года на сцене во время концерта ансамбля в Далласе (США) произошёл несчастный случай. Бас–гитариста Гэри Тэйна сильно ударило током. Музыкант оказался в больнице и не смог продолжать выступления. Законы шоу–бизнеса жестоки: в феврале 1975 года ему "предложили" покинуть ансамбль. Спустя год с небольшим Тэйн, так и не нашедший новой работы, покончил с собой. А место его в группе между тем занял один из известнейших английских "вольнонаёмных" музыкантов Джон Уэттон. Группа записывает ещё два диска — "Возвращение к фантазии" (1975) и "Высокий и могучий" (1976), ознаменовавшие поворот "Урия Хип" к более лаконичным и жестким роковым схемам, возвращение к доминированию гитарного звучания. Летом 1976 года ансамбль покинул один из основателей — певец Дэвид Байрон. Свой уход он объяснил "отсутствием внутреннего прогресса в группе". Не прошло и месяца, как за ним последовал и Уэттон.
Однако "Урия Хип" выжил. Новыми участниками ансамбля стали бас–гитарист Тревор Боулдер, ранее сопровождавший Дэвида Боуи, а также известный до тех пор в Великобритании вокалист Джон Лотон, выступавший в начале 70–х годов в ФРГ в составе таких разных ансамблей, как эстрадные шоу "Лес Хэмфри Сингерз" и "тяжёлый" — "Друг Люцифера". Инъекция свежих сил оказалась полезной. Альбом "Невинная жертва", первый, записанный в новом составе, возродил, до некоторой степени, мелодическую свежесть ранних работ ансамбля и породил новый интерес к группе, начавшей угасать после 1973 года. "Падший ангел", последний до настоящего времени, диск "Урии Хипа", лишний раз подтвердил верность ансамбля своему "громкому" стилю, показал его достоинства и недостатки. К достоинствам группы можно отнести несомненное мастерство всех инструменталистов и вокалистов, композиторское дарование (не всегда, к сожалению, проявляющееся в полную меру) Кена Хенсли и Мика Бокса. Недостатки — музыкальная ограниченность, "повторяемость" группы и мало что говорящие тексты песен. Впрочем, и то, и другое характерно для очень многих популярных рок–групп. И вообще "Урию Хипа" вполне можно рассматривать как одну из типичнейших — и по музыке, и по перипетиям карьеры — западных групп 70–х годов. Чеканные металлические риффы гитар и напряжённый тенор вокалиста, пожалуй, наиболее характерные музыкальные приметы зарубежной рок–сцены прошедшего десятилетия.
А. ТРОИЦКИЙ
На английском языке Изготовлено по лицензии фирмы Ariola–Eurodisc GmbH Мюнхен
Московский опытный завод "Грамзапись" Зак. 41. Тир. 10 000 Арт. 36–9. Цена 2 руб. 15 коп.
Сенсация для советских меломанов — пришествие хард–рока в отечественную грамзапись. Кстати, годом раньше по какому–то забугорному голосу говорилось, что ведутся переговоры о выступлениях Uriah Heep в Союзе. Вполне возможно, но по–любому не случилось — Юрай Хип приехал в СССР только в 1987 году. А пластинка вышла. Советские цензоры того периода не вырезали ни одной песни, как это произошло в случае со многими другими дисками зарубежных групп. Спасибо им хотя бы за это.
Для коллекционеров диск представляет несомненный интерес, особенно учитывая, что по разнообразию конвертов и прессу имеется достаточно хороший ассортимент )))
Ваш комментарий (если вы еще не регистрировались на Битлз.ру — зарегистрируйтесь):