Музыкальные критики обожают устанавливать вехи, краеугольные камни, переломные моменты эпох и зарождение новых музикальных стилей. Не по этой ли причине одна из самых любимых битловских песен, привлекла к себе такое огромное внимание, котрого не заслужили, может быть, более выдающиеся песни Битлз. Не верится, казалось, это было ещё вчера, но этой «Вчера» на днях исполнилось полстолетия.
Бессмысленно спорить с критиками, утверждающими, что «Yesterday» - это переломный момент в истории рок-н-ролла, когда афро-американские корни из него вытесняются яркими элементами классической европейской музыки. Битлз первыми ввели моду на это, а ещё для них это стало началом немыслимых доселе студийных экспериментов. В декабре того же 1965 года Роллинг Стоунз, в качестве оперативного ответа на «Yesterday», выпускают классически-барочную песню «As Tears Go By». Следующими песнями Пола с использованием доминирующих элементов классики стали «Eleanor Rigby» (1966) и «She’s Leaving Home» (1967), но эти две песни излишне перегружены «класической» стилистикой (как, кстати, и «As Tears Go By»), критики их даже сравнивали с песнями Шуберта и Шумана. Но такая оценка для Битлз скорее унижение, чем похвала. А «Yesterday» не похожа ни на Шуберта, ни на что либо другое в мире, а потому гениальна. Увлечение классикой в поп- и рок-музыке у Битлз и других групп длилось недолго, и в последующем мы видим лишь небольшие штрихи этой «классики» у Битлов подобно соло на клавесине в «In My Life», сочинённого Джорджом Мартином.
Согласно опросу радио Би-Би-Си «Yesterday» была признана лучшей песней 20-го века, хотя в Англии её выпустили синглом аж в 1976 году и она никогда не достигла первого места в британском Топ-40. Принято считать, якобы Пол даже подумывал о том, стоит ли эту песню вообще выпускать, и она словно запрыгнула в последний вагон альбома «Help», вышедший в свет 6 августа 1965 года. Битлы поставили её передпоследней, чтобы придать этим ей наименьшее значение, кстати, закончив альбом, чтобы его финал не звучал слишком слабо, рок-н-рольным кавером Ларри Уильямса «Dizzy Miss Lizzy». Но, согласно Святому Писанию, «камень, отброшенный строителями, оказался камнем краеугольным», справедливость со временем восторжествовала, и, по данным «Книги рекордов Гиннесса», в течение всего лишь нескольких последующих лет, на данную песню было записано самое большое в мире количество кавер-версий – около 3000.
Поклонникам Битлз хорошо известна история написания этой песни о “Яишнице” со слов Пола МакКартни, о том, как он колебался, стоит ли её вообще записывать, как спрашивал всех, демонстрируя песню, не напоминает ли она им что-нибудь знакомое и т. д., но здесь бессмысленно пересказывать все эти перипетии, ибо в 2013 году автор мирового шедевра заявил, будто со временем он осознал, что эту песню он посвятил своей матери.
Пол МакКартни написал эту песню самостоятельно и был единственным битлом, который в ней играет. Впервые появилась запись Битлз без остальных участников группы и именно здесь был сделан первый шаг к более самостоятельному творчеству музыкантов. Если до сих пор Леннон и МакКартни вместе писали песни Битлз, то с 1965 года преимущественно автором был один из них, хотя дуэт и в дальнейшем продолжал подписывать свои произведения как Леннон/МакКартни.
Песня написана в размере 4/4, темп 96-97 bpm, её длительность в различных канонических вариантах составляет от 2:03 до 2:06 минут. В первом куплете звучит только сопровождение аккустической гитары, а во втором вступает струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель). Основная тональность песни – фа-мажор, причём, МакКартни настроил гитару на тон ниже, а потому брал этот аккорд как соль-мажор. Очевидно, для Пола тональность фа была очень важной, но исполнять песню в фа несколько неудобно – приходилось брать самое тяжёлое (в отношении прижимания) барре на первом ладу, и поэтому Пол избрал более лёгкий путь: перестроил гитару на тон ниже – сочность звучания струн была слегка утрачена, но аккорд соль-мажор с открытыми струнами брать одно удовольствие, так же удобно брать в этой позиции и все последующие аккорды, где мало прижатых и много открытых струн. Загадка, почему Пол не спел эту песню в соль-мажоре, ведь у его голоса такой диапазон, что, возможно, в соль-мажоре он зазвучал бы ещё волшебнее, но что сделано, то сделано. Вступительный аккорд соль с первой и второй струной, прижатыми на третьем ладу и третьей и четвёртой открытыми струнами звучит со скрежетом, очень фолково, как нечто чразвычайно древнее, кельтское, и это благодаря тому, что на четырёх струнах звучат только две ноты - соль и ре, этот аккорд у Пола своей примитивной фолковостью и архаичностью словно скребёт по душе, но только до того момента, когда вступит вокал.
А когда после слова suddenly также suddenly, то есть неожиданно, вдруг, как нежный луч света, никем не ожидаемый в строгом и архаическом пространстве, очерченном фолковой гитарой, появляется струнный квартет с гармонией ми-минор септ, в одно мгновение осознаёшь эволюцию человечества от примитивизма к наивысшим чувствам. Вся эволюция человечества, его культуры и чувств всего лишь в нескольких тактах гениальной песни!
Кульминацией песни, точнее её несколькими кульминациями, по мнению авторов данной статьи, является именно этот аккорд ми-минор септ, второй по порядку в куплете и первый в припеве. В первом куплете, когда ещё струнные не вступили, одна гитара (потому что архаичная) ещё не способна создать того волшебства, которое потом создаёт утончённая гармония струнных. Этот “оргазм полового акта”, продолжающегося 2 минуты 3 секунды, повторяется 6 раз. Вторым по кульминации в песне является момент, корда в припеве звучат подряд две дисонансные гармонии плюс третьих аккордов.
“Yesterday” принадлежит к разряду извечных, глубоких и величественных песен, тех, которые «пела нам мать». Это действительно колыбельная, убаюкивающая нас и заставляющая на мгновение поверить в иллюзию, что «всё будет хорошо» в том мире, где рождаются такие песни. Если бы какой-нибудь инопланетянин, не зная, что на самом деле происходит на Земле, послушал бы Yesterday, он сделал бы вывод, что наша планета - идеальный рай во всей Вселенной, рай невыразимо прекрасный, светлый, счастливый, что здесь торжествует апофеоз любви, гармонии, спокойствия и наслаждения. МакКартни оказался как раз тем “полуумным”, котрому удалось своим шедевром «навеять человечеству сон золотой».
Песне присущий абсолютно доминирующий мажор, она мажорная, хотя кое-кто из музыкальных критиков искал в ней скрытый минор. Минорные гармонии, все септовые, присутствуют здесь, но доминантность мажора непререкаема. Если мы в ней ощущаем определённую легчайшую грусть, то она выступает только в качестве фона, на котором радость искрится ещё более яркими красками. Если мы сравним Yesterday с подобными мировыми шедеврами поп- и рок-музыки, тогда, например, тоже мажорная и тоже «колыбельно»-лирическая «Love Me Tender» Элвиса Пресли выглядит, словно «гранёный стакан и плавленый сырок», как «сермяжная и домотканная правда», сравнительно с божественно-утончённым шедевром Пола. Даже все остальные более поздние песни такого типа авторства самого МакКартни вчастую проигрывают Yesterday, например, искусственно-наигранные и излишне сладковатые «Warm And Beautiful» или «The Long And Winding Road».
При достаточно глубоком анализе Yesterday, нельзя обойти стороной и её текст. А он, как и большинство текстов Битлз, «обо всём и ниочём», этакие зарисовки обыденных жизненных эпизодов. Вчера я сделал что-то не так, может быть, сказал ей какое-то «кривое» слово, оно вырвалось неожиданно, а я теперь не знаю, куда спрятаться, либо – я не хочу испортить вечеринку, показать своё разочарование и потому я ухожу прочь, либо - как я мог танцевать с другой, когда она стояла там, либо - вчера я встретил её, она сказала, что тебя любит, и я думаю, ты будешь этим удовлетворён. Иногда тексты в рок-музыке становятся значимыми, а иногда они всего лишь выполняют функцию фона, на котором создаётся гениальная музыка. Когда в том же 1965 году была выпущена кавер-версия Yesterday в исполнении симфонического оркестра, многие поклонники музыки Битлз поняли, что и текст песни, и даже вокал Пола здесь всё же второстепенны, а самое важное – то неимоверно гениальное, которое в разных обработках не только не теряет самого себя, но и иногда воспламеняется и сверкает новыми гранями, которых не было в самом оригинале.
Запись самой знаменитой в мире песни прошла довольно быстро, 14 июня 1965 года Пол записал два дубля под гитару и второй вариант был признан лучшим. 17 июня состоялась запись струнного квартета, после чего профессиональные музыканты заявили дилетанту МакКартни, что не бывает такого «неквадратного» постороения музикального произведения (семитактовый период композиции) и что музыку так не пишут. Вот имена участников этого квартета: Кеннет Эссекс, Франсиско Габарро, Тонни Гилберт и Сидни Сакс. Кто бы сегодня вспомнил эти имена, если бы они не были связаны с записью шедевра Пола МакКартни?
Два элемента песни – аккустическая гитара и струнный квартет смикшированы совершенно отдельно на разные стерео-каналы, а вокал разделён между ними пополам. Вокал Пола записан почти полностью одним треком, кроме короткого участка дабл-трека для усиления высоких нот в конце первого бриджа. Даже без обычных гитар и ударных, используются некоторые стандартне студийные приёмы; изобретательный многослойный эффект маскировки присутствия смычковых инструментов до второго куплета и такая же изобретательная манера исполнения, когда квартет одну и ту же секвенцию каждый раз играет по-другому.
Говорят, самые гениальные шедевры пишут дилетанты. Это доказывает «Yesterday». Любители статистики подсчитали: если бы песню «Yesterday» от момента её выпуска крутила только одна в радиостанция в мире, её звучание в эфире до нашего времени не прекращалось бы ни на секунду. Не исключено, что эта песня будет звучать до конца света.
>А когда после слова suddenly также suddenly, >то есть неожиданно, вдруг, как нежный луч света, >никем не ожидаемый в строгом и архаическом пространстве, >очерченном фолковой гитарой, появляется струнный >квартет с гармонией ми-минор септ, в одно мгновение >осознаёшь эволюцию человечества от примитивизма >к наивысшим чувствам.
Курим-то што?
>Поклонникам Битлз хорошо известна история написания >этой песни о “Яишнице”
"о яичнице" - пишется без кавычек. Хотя "яишница" возможно какое-то особенное блюдо, о котором знал только Пол Маккартни.