Лето закончилось. Лето было очень хорошим, как и прошедшие 31 год. Вместе с летом заканчивается определенный этап в жизни – квартирные концерты и тусовки в моей квартире заканчиваются. Достойным финальным аккордом станет, по всей видимости, квартирник группы Антидот, безусловно, одной из лучших нижегородских команд.
А тем временем, про самое-самое главное событие лета, да что там, про событие года, событие, которого я ждал 13 лет, я так и не рассказал.
6 июня в Москве, в Крокус Сити Холл выступил экс-битл, «лучший в мире барабанщик» легендарнейший Ринго Старр. Вообще, до этого самого дня, то есть до утра 6 июня, я в Москве ни разу не был. Так сложилось. Ну, то есть, я, к примеру, в Крыму был, в Иваново, пол-области объездил. И вообще, не могу сказать, чтобы я не любил путешествовать – я это дело люблю и в общем довольно легок на подъем.
А с Москвой, стало быть, такая вот засада. Причем в Москве и люди есть, которые тебя ждут и твоему приезду рады будут. Тем не менее, в силу разных обстоятельств все сложилось именно теперь. И складываться все начало с поезда, потому что оказалось, что мы с моей сестрой, которая живет в Москве, едем на соседних полках.
Утренняя Москва встретила меня очень ярким солнцем и вообще теплом. Надо сказать, что, собираясь, я совершенно по инерции, взял с собой полотенце и плавки, и не ошибся, ибо на следующий день я умудрился даже успеть искупаться в Серебряном Бору.
Во-первых, очень хочется выразить очень сердечное спасибо Маше и Юре, благодаря которым я попал на концерт, потому что они купили мне билет, а потом его обменяли на более близкий к сцене и которые любезно предоставили мне ночлег. СпасиБо Маше за то, что встретила меня на вокзале и провела мне краткую экскурсию по Москве. Мне очень хотелось попасть на Красную площадь. И вроде как человек обычно спрашивает – а где Мавзолей? По крайней мере, раньше спрашивал. А битломан спросил – а где был концерт Маккартни? А где стояла сцена?
В процессе прогулки по Красной площади мне удалось связаться с Ольгой Палной, мы договорились попробовать увидеться после концерта, но увы, этого так и не случилось. Надеюсь, впрочем, что это был не последний концерт битла в Москве, и мы как-нибудь еще обязательно увидимся, может не по поводу концерта битла, а как-нибудь просто так. Палне отдельное сердечное спасибо, ибо благодаря ей я списался с дядей Мишей Кузищевым и попал в послеконцертный битловский эфир на любимой радиостанции! Впрочем, об этом чуть позже.
После того как мы погуляли по сердцу страны, выяснилось, что Маше-таки пора на работу, она проводила меня до гостиницы, где остановился Ринго Старр. И вот тут спасибо – московским битломанам и моему нижегородскому приятелю Лехе Нечаеву, который ездил на концерт Ринго в Питер и которому московские битломаны рассказали в какой гостинице остановится Ринго Старр и во сколько примерно поедет на концерт. Ринго Старр, как всем известно (как показали некоторые события перед концертом – таки не всем) автографов давно не дает, хотя я на всякий случай взял с собой Let It Be… Naked, мало ли что, однако мечта посмотреть на самого битла хотя бы метров с трех меня не покидала и сбылась. Ринго вышел из гостиницы, показал всем свой фирменный знак Peace And Love и очень горячо всех поприветствовал. Это невероятно согрело душу. Thanks Ringo! Самое интересное, что из ожидавших Ринго людей на концерт собирался видимо я один, а люди, проходившие мимо спрашивали кого вы ждете? И когда ты говорил – Ринго Старра, кто-то спрашивал, кто это, кто-то говорил, да он же помер давно, а кто-то рассказывал, что всех битлов уже давно нет на свете…. А люди, которые там стояли и ждали, кто-то пришел с винилами битлов чуть ли не первого пресса, кто-то с фотками….
Тем не менее, это был праздник, самый настоящий (кстати, находясь в Москве, я не выпил ни капли спиртного), хотя это и был понедельник и уж абсолютно точно хотелось его продолжения. Я отправился в один небольшой ресторанчик, где проходила pre-party перед концертом. Ребята очень хорошо играли битловские вещи, на мониторе без перерыва шли битловские клипы, и в процессе всего этого действа я познакомился с Максимом Капитановским, одним из первых ударников по-прежнему любимой мною Машины Времени. Помимо того, что он был ударником, в Машине он работал еще и звукорежиссером.
Потом он стал писать книги, а потом снимать кино – в частности, он снял фильм «73 часа в России» про первый визит сэра Пола в Россию. Как-то так вышло, что мы спустились в подвал этого самого ресторанчика, и я увидел его ударную установку. Думаю, что Ринго не отказался бы на ней поиграть). Я очень пожалел о том, что вещи остались в зале, и у меня с собой не оказалось фотоаппарата, чтобы сфотографировать это великолепие. Мы о чем-то поговорили, Макс звал на концерт легендарной команды «Второе дыхание», в которой он начинал и с которой периодически играет до сих пор, насколько я понял, я пожалел о том, что в Москве я только на два дня и в Нижнем ждала работа, которую я и без того бессовестно прогуливал.
Потом с каким-то случайными людьми (наверное, неслучайными, потому что когда совершается волшебство, ничего случайного не бывает), один из которых оказался ударником легендарной команды «Старый Приятель» (может и не ударником, но в ней он играл точно) я, наконец, двинулся в сторону Crocus City Hall, где должен был состояться концерт.
И вот этот самый товарищ по дороге рассказывал какие-то истории про фестивали, в которых он принимал участие со своей группой и еще какие-то дивные истории, содержания которых я не особо помню, но благодаря такой замечательной компании ощущение праздника не покидало даже во время невероятно длинной поездки в метро к месту проведения концерта. Кажется, мы ехали примерно час.
Crocus City Hall расположен на самом краю Москвы, вокруг него вообще ничего нет, кажется, и ветка метро была построена относительно недавно – мне рассказали, что народ раньше привозили и отвозили на автобусах. У концертного зала я еще успел сфотографироваться с легендарным Валерием Ярушиным, одним из участников легендарной «Ариэли», чьими винилами я заслушивался лет в 12.
А еще я лично познакомился наконец-то с главным человеком сайта Beatles.ru Алексеем Богаевским, также известным как Corvin. Меня потрясли девочки, которые торговали фотографиями с якобы настоящими автографами Ринго Старра. И ведь многие велись и покупали. Одна фотография – 300 рублей, две, стало быть – 500. Оптом дешевле. Homo homini lohus est. Человек человеку лох…. До сих пор не понимаю, почему я не поинтересовался у барышень, каким же образом они столько автографов насобирали у человека, который автографов давно не дает. К тому же, я видел эту фотографию. Автограф был похож на настоящий, как я на японскую девственницу поутру у склона горы Фудзияма.
Желание сидеть на своем месте, тем не менее, у меня пропало (концерт все-таки рокенролльный, надо танцевать!), и я двинулся настолько близко к сцене, насколько это было возможно. Потрясающ русский человек! Проход к сцене со стороны балконов закрывала некая красная штука. Около нее не было ни одного охранника. Пока свет горел, она еще держалась. Свет вырубили, ее тут же снесли. Возможно, если бы мне было 17, как 13 лет назад, когда я не попал на концерт Ринго, при появлении Ринго Старра мне стало бы нехорошо) Но рокенролльная молодость давно прошла, и восторг и обожание перед кумирами уступили место совсем иным любовям, в том числе и любви к Богу, которому посвятил свою жизнь другой битл, ныне покойный Джордж Харрисон.
Но все равно, когда зазвучали первые аккорды «It don’t come easy», я почувствовал себя человеком из 60-ых. Ибо это был великий Ринго и его ансамбль, великий Ринго из самой лучшей на свете группы, равной которой не появилось, да, наверное, и не появится на нашей грешной Земле. И так сложилось, что это был не только мой первый визит в Москву, но и мой первый поход на концерт кого-либо из битлов.
Кстати, после того как сходишь на такие концерты, на концерты западных рок-музыкантов из первой десятки, какое-то время не можешь слушать русскую музыку, даже очень тобой любимую.
Потому что там микрофон не вылетает по восемь раз как на концерте одной знаменитой российской рок-группы, концерт не задерживают на три часа, потому что звукорежиссер накануне пил и только что проснулся, и публику пускают в зал вовремя, а не на три часа позже по причине несобранной до конца сцены. И наконец, потому что они звучат так, как большинство наших музыкантов не будет звучать никогда.
У Ринго действительно All-star band. Его состав периодически меняется, но неизменно с ним ездят лучшие музыканты. Как я позже отметил в эфире Эха, слегка не хватало барышни, то есть барабанщицы Шейлы, которая барабанила в составе All Star band, кажется года три, но, в конце концов, мы же не на нее пришли посмотреть, а на Ринго! Напомню, что условие участия музыкантов в его ансамбле – наличие хотя бы одного хита номер 1.
И тут особенно хочется отметить Рика Деринджера, потому что его выступление кроме выступления Ринго мне запомнилось лучше выступлений других участников. Дерринджер когда-то играл в группе «McCoys», которая в 1965 году со своей «Hang On Sloopy» потеснила с первых строк хит парадов битловскую нетленку «Yesterday». Именно эту самую вещь, «Hang On Sloopy» и спел Деринджер.
Конечно, все участники ансамбля невероятно хороши и органичны, они явно умеют петь и играть, в отличие от многих наших музыкантов. И все-таки главным героем был Ринго Старр.
Бывших не бывает – это про них с Маккартни. Большинство исполненных вещей были именно из тех, битловских времен, из 60-ых годов. Очень не хватало, впрочем, трех нетленок – «What Goes On», «Don’t Pass Me By» и «Octopus’s Garden», но и без них Ринго откровенно порадовал – «Honey Don't», «I Wanna Be Your Man», «Boys», «Act Naturally» и конечно же главные хиты – «Yellow Submarine» и «With a Little Help from My Friends» пошли на ура, как и вещицы с последнего альбома и из 70-ых.
Бог ты мой, какой же на сцене был год? 1971? 1989? Неважно, ты все равно летишь на машине времени, на воздушном шаре, в иной реальности, погружаешься в другое измерение.
Потому что тебе было 11, когда по местному тв показали фильм Help, а потом в новогоднюю ночь Yellow Submarine, и ты понял, что есть хорошие мультфильмы и плохие, а есть отличное мультипликационное кино, которое куда лучше и хороших и плохих мультиков. И увлечение битлами пришло на смену увлечению группой «Кино», а потом уже пришли другие увлечения, но всегда битлы были рядом. Потому что они пели о любви и о Боге. А, как известно, Бог и есть любовь. Nothing’s gonna change my world…
В финале был рефрен из «Give Peace A Chance» - интересно, что Ринго второй битл, который обращается к этой песне Леннона. Первым, если что, был Маккартни.
И вроде бы ты знаешь все эти песни наизусть, слышал их раз сто, и казалось бы, зачем идти на концерт, все равно ничего нового тебе не споют, но, мне кажется, люди ходят на такие концерты для того, чтобы погрузиться в это абсолютное состояние абсолютного волшебства, чтобы отправиться на 40 с лишним лет назад, ведь на концерте была и молодежь и дядьки, которые годятся мне в отцы, они пришли посмотреть на одного из участников группы, с которой они жили в одно и то же время, но увидеть которую у них не было никакой, даже теоретической возможности до 1991 года.
Ринго стукнул этим летом 71 год, у него нет ни одного седого волоса, он прыгает по сцене как мальчик и, между прочим, много лет не пьет и не курит и вообще ничего такого не употребляет. А стало быть, можно надеяться на то, что мы еще увидим его на русской земле.
Публика некоторое время ждала выхода на бис, разумеется, никто не вышел, ибо техники сразу после окончания концерта начали собирать оборудование.
Я знал сет-лист киевского концерта (интернет иногда бывает очень полезен!), поэтому прекрасно знал, что никакого биса не будет, и отправился на поиски Олега Чилапа и Саши Липницкого из «Оптимального варианта», с которыми мы так и не смогли встретиться до концерта. Мы радостно обнялись и немного пообщались, и я уж собрался было расспрашивать их о том, как добраться до студии «Эха Москвы» на Новом Арбате, как вдруг подошли очень знакомые дядьки. Я был настолько ошарашен концертом, что, лишь когда они представились, я сообразил, что это те самые дядя Миша Кузищев и дядя Володя Ильинский, ведущие ночного битловского эфира на Эхе, куда я должен был ехать после концерта.
Самое интересное, что дядя Миша Кузищев, возможно, отчасти интуитивно, догадался, что я и есть тот самый Илья). В общем, дорога на Новый Арбат (опять примерно час на метро) была также нескучной.
Я абсолютно убежден в том, что многих людей в жизни мы встречаем в тот самый момент и в том самом месте, когда это необходимо нам («друзья» вконтакте не в счет). Так и тут случилось, что именно в тот самый момент я встретил дядю Мишу и дядю Володю, и мне не пришлось одному ехать на метро и в одиночку разыскивать студию Эха.
Мы приехали на Эхо минут быть может за сорок до эфира и тут я понял, что мой голос остался на концерте, ибо все песни Ринго я знал практически наизусть и, разумеется, подпевал. Так что перед эфиром я выпил, наверное, литр или два воды, чтобы хоть немного восстановить голос. Перед эфиром я еще успел побродить по легендарному эховскому коридору, который видел только на фотографиях.
И вот я в той самой студии. Надо же, вдруг поймал я себя на мысли, я же слушаю битловский эфир чуть больше 10 лет. Увы, с перерывами и нерегулярно, потому как то отрубался фм эфир, причем на второй раз он отрубился уже навсегда и с тех пор я относительно регулярно слушаю эфир в сети, но в общем то возможность слушать по сети тоже была не всегда. Интернет в некоторых городах среднерусской возвышенности развивается крайне медленно.
И это самое маленькое продолжение концерта Ринго, потому как, понятное дело, обсуждали мы только что закончившийся концерт (кстати, эфир и концерт одного из Битлз совпадают не первый раз, определенно, у дядек связи в некоторых кругах))))), я воспринял как тоже маленькое битловское чудо и кусочек света их магии, потому как в эфир я попал именно и аккуратно после концерта не кого-нибудь, а именно битла). В общем-то эфир, надо слушать, послушать и укачать его можно тут http://echo.msk.ru/programs/beatles/781699-echo/ Я в эфире не особо разглагольствовал и по причине того что эфир идет всего 55 минут или чуть меньше и все по той же причине отсутствия голоса. И сейчас я говорю большое спасибо дядям за то, что позвали меня в эфир. Я очень надеюсь, что у меня получится побывать там как-нибудь еще).
И на следующий день волшебство продолжалось. Маша и Юра уехали на работу, предоставив меня самому себе. И я подумал о том, что неплохо было бы искупаться, потому как просто жарко. Таким образом, я поехал в Серебряный бор, окунулся в Москву-реку, а потом я двинулся на Ваганьково. Я конечно же побывал там где хотел побывать очень давно – на могиле Владимира Семеновича Высоцкого. Потом я еще долго бродил по его аллеям, все время натыкаясь на могилы известных мне и всей стране людей…. Потом я созвонился с Катей, известной как Катя Willbury, мы пересеклись на у подземного перехода на Новом Арбате, и она повела меня на экскурсию. Мы прошлись по старому Арбату….
И тут столкнулись две эпохи – эпоха Окуджавы, потому как мы проходили мимо того самого дворика, и я сфотографировался у памятника Окуджаве, а потом – эпоха рокенролла, потому как дальше, идя по Новому Арбату, мы зашли в Hard Rock Cafe, где я все никак не мог налюбоваться на всякие битловские и небитловские реквизиты, принадлежавшие битлам и прочим известным музыкантам. Потом мы долго-долго гуляли, а потом мы еще встретили Лену Me Mine и сестру мою Катю с ее молодым человеком Никитой. «Илья, connecting people!!!» – заметила по этому поводу Катя. И потом опять была долгая-долгая прогулка по Москве, при этом мы еще успели зайти в центр современного искусства и, наконец, всей компанией встретились с Машей. А потом быстро-быстро собрался я, и Маша поехала меня провожать на поезд.
Москва тем временем очаровала меня. Точнее, произвела на меня неоднозначное впечатление. Но вот от той поездки осталось определенно теплое впечатление не только от людей, но еще и потому, что в Москве было тепло, а родной Нижний Новгород стретил меня серым дождем….
Итак, спасибо: Эмили, Чертополохам и Астральфу за живую музыку перед дорогой, Маше и Юре – за крышу над головой, за билеты и за небольшую экскурсию по сердцу нашей родины, Лехе Нечаеву – за его безграничную любовь к битлам и за то, что проводил меня до вокзала, Диме Ларионову – за фотоаппарат, Ольге Палне – за то, что благодаря ей я попал на эфир, и за ее безграничную любовь к Британщине, битлам и в принципе к людям, дяде Мише Кузищеву и дяде Володе Ильинскому – за то, что позвали меня в эфир и за появившееся благодаря этому ощущение Сопричастности Тому Великому Делу, которое они делают много лет, Олегу Чилапу и Саше Липницкому – за встречу и за музыку, Максу Капитановскому – за его фильмы и книги, моей сестре Кате – за компанию в ночном поезде по дороге в Москву и за прогулку, Кате Wilbury – за прогулку, за фотографии и за любовь к битлам, особенно к нашему великому духовному брату Джорджу, посвятившему кроме музыки всю свою жизнь поискам Бога Лене Me Mine - за прогулку и ее безграничную любовь к битлам….
Кажется, я про кого-то совершенно забыл…. Про кого же я забыл??? Ах, да….
Большое-пребольшое спасибо Тому Парню, благодаря которому я наконец-то доехал до Москвы и увидел всех этих замечательных людей, а с кем-то вообще впервые познакомился.
Этого парня зовут Ринго Старр, он же Величайший Барабанщик в мире, он же – Пришедший Последним и уравновесивший собой и поднявший выше звезд воздушный шар Ансамбль Под Названием Битлз.
That’s all folks!!! I’d like to say thank you and I hope we have passed the audition!!!