"And you thought that we were faking that we were all just money making"
(из песни "EMI" группы Sex Pistols)
EMI, некогда крупнейшая звукозаписывающая компания в мире, перешла под контроль американского банковского холдинга Citigroup. Предыдущий владелец лейбла - инвесткомпания Terra Firma - так и не смог преобразить убыточный музыкальный бизнес и сам увяз в долгах перед банком. Эта скучная на первый взгляд финансовая история имеет далеко идущие последствия, грозящие как минимум переделом музыкального рынка, а как максимум его полным крахом.
Основанная в 1931 году в Великобритании EMI и сейчас остается едва ли не главным символом всей музыкальной индустрии. На лейблах, объединенных этими тремя буквами (EMI расшифровывается как Electric and Musical Industries), издавались почти все наиважнейшие поп- и рок-музыканты современности от The Beatles до Radiohead. В 1960-е - 1970-е годы EMI была безоговорочным лидером рынка, поставляя слушателям великие альбомы ежегодно, если не ежемесячно. А построенная компанией легендарная студия звукозаписи Abbey Road превратила Лондон в настоящее "место силы" и музыкальный центр Вселенной.
Ныне EMI входит в так называемую "Большую четверку" крупнейших мировых лейблов вместе с Universal, Sony и Warner. Эти четыре компании, по оценкам Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), охватывают 70-80 процентов всего музыкального рынка (остальная часть приходится на независимые лейблы), при этом доля EMI является самой низкой (приблизительно десять процентов).
Общий спад индустрии в нулевые, связанный с развитием интернета и повсеместно распространившимся пиратством в Сети, больнее всего сказался на EMI. После долгих и мучительных попыток получить прибыль компания пошла на отчаянный шаг, отдавшись в 2007 году в руки сторонних инвесторов, профессионалов и мастеров своего финансового дела, но ничего не понимающих в музыке.
Под сделку Terra Firma взяла у Citigroup кредит в размере 4,2 миллиарда фунтов (6,7 миллиарда долларов) и принялась наводить свои порядки в компании - оптимизировать расходы, сокращать персонал, избавляться от ненужных активов. Чтобы расплатиться с долгами, владельцы даже чуть было не продали студию Abbey Road, а затем и права на весь свой бек-каталог. Все это, конечно, вызвало открытое недовольство у многих артистов EMI, которые поспешили прекратить свои отношения с лейблом.
Вскоре и инвесторы поняли, что ввязались не в свое дело и сухими из воды уже не выйдут. 1 февраля EMI была передана на растерзание Citigroup. Убытки Terra Firma от неудачной сделки составили 1,7 миллиарда фунтов, а у банковского холдинга и того больше - 2,2 миллиарда фунтов стерлингов. В Citigroup уже заявили, что в будущем продадут компанию.
Нужна ли еще кому-нибудь разваливающаяся музыкальная империя под названием EMI?! За годы правления Terra Firma лейбл получил по крайней мере четыре нокаутирующих удара. Сначала EMI покинул один из самых золотоносных музыкантов ХХ века - сэр Пол Маккартни. Бывший участник The Beatles ушел на независимый лейбл Hear Music, основанный сетью кофеен Starbucks. Там он уже издал пару новых дисков ("Memory Almost Full", "Good Evening New York City"), а сейчас, когда у EMI истек соответствующий срок лицензирования, занялся переизданием всего своего бек-каталога (первым в этой череде в ноябре 2010-го стал культовый "Band On The Run").
Второй удар в спину EMI получил с уходом Radiohead. Недовольные новоиспеченными музыкальными дельцами Том Йорк и компания поставили подножку не только взрастившему их лейблу, но и всей индустрии в целом. Свой альбом "In Rainbows" музыканты выложили в свободный доступ в интернет, предложив слушателям скачать его за какую угодно цену. Ноу хау спровоцировало цифровой бум; музыканты поняли, что посредники между ними и слушателями не очень-то и нужны, и валом начали выкладывать свои записи в Сеть.
Наконец, еще две неприятности EMI подбросили мастодонты The Rolling Stones и Queen. "Роллинги", тоже не пребывавшие в восторге от нового руководства, в начале 2008 года подписали договор с конкурирующим Universal на выпуск концертного альбома "Shine A Light". При этом все заинтересованные стороны клялись, что это разовая акция. Однако уже через полгода, когда у EMI истек очередной срок лицензирования, Мик Джаггер со товарищи не стали продлевать договор и с потрохами продались Universal. Тот же финт провернули в 2010-м музыканты Queen, которые уже анонсировали переиздание всего каталога на Universal. Первая порция из пяти дисков - "Queen", "Queen II", "Sheer Heart Attack", "A Night At The Opera", "A Day At The Races" - обещана в марте.
Казалось бы, претендентов на актив, стремительно теряющий вес, не найти. Однако у EMI есть как минимум одно серьезное преимущество перед конкурентами. Конечно, это The Beatles, всеми признанная величайшая группа в истории популярной музыки. Только в нулевые The Beatles, распавшиеся еще в 1970 году, сильно выручили EMI дважды, да так, что Terra Firma едва не расплатилась со всеми своими долгами. В 2009-м, в красивую дату 09.09.09, EMI переиздала все альбомы ливерпульской четверки, предварительно проведя их цифровой ремастеринг, и окунула мир в новую волну битломании. А в ноябре 2010 года каталог The Beatles наконец был явлен миру в цифровом формате и стал официально продаваться через iTunes.
Если присмотреться, EMI еще много есть, чем похвастаться. Совсем недавно лейблу удалось вернуть в свое лоно Pink Floyd. Стороны сначала судились, потом не продлили контракт, но в итоге заключили новое соглашение сроком на пять лет.
В каталоге EMI представлены, например, такие артисты, как Пи Джей Харви, Coldplay, Beastie Boys, Pet Shop Boys и Roxette, на чьи грядущие альбомы в этом году возлагаются большие надежды. Кроме того, в распоряжении лейбла Blur и Gorillaz Дэймона Албарна, The Chemical Brothers, Daft Punk, Depeche Mode, Duran Duran, Робби Уильямс, Кэти Перри, Лили Аллен, Кайли Миноуг, Iron Maiden, Massive Attack, Fatboy Slim, Hot Chip, Interpol и Sigur Ros.
Поэтому желающих на все еще лакомый кусок торта найдется предостаточно. По оценкам наблюдателей, скорее всего, EMI будет продан Warner Music, который заинтересован в этом уже не первый год. Таким образом, "Большая четверка" превратится в "Большую тройку", что повлечет за собой большой передел рынка. Впрочем, этот процесс естественен и необратим. Еще в конце 1980-х так называемых мейджоров было шесть (помните BMG и PolyGram?), а спустя десятилетие их стало пятеро. "Четверка" существует всего с 2004 года, когда BMG слилась с Sony.
С точки зрения истории, конечно, жаль, что может исчезнуть такой культовый бренд как EMI, но наверняка все закончится тем, что в мире останется один (максимум, два) монополист музыкального бизнеса, и очень возможно, что он окажется таким же случайным и далеким от музыки дельцом, как Terra Firma. К примеру, на тот же Warner, намеревающийся купить EMI, уже претендовали частные инвесторы со стороны.
Вероятнее же всего эту индустрию просто разрушат ее главные участники - музыканты и слушатели. Первые продолжат уходить от мейджоров, основывая независимые лейблы и выкладывая музыку в интернет по схеме "плати, сколько хочешь", а вторые поддержат своих кумиров рублем, долларом, евро, фунтом или еще чем-нибудь напрямую.