RSS:
Beatles.ru в Telegram:
|
|
Рок-энд-ролл снова жив?
Статья Павела Бобека написана в конце 60-х годов ХХ-го века
Поклонники мировой популярной музыки, которые десять и более лет наблюдают за динамикой американских и британских списков самых продаваемых пластинок, были бы приятно удивлены, если бы пролистали некоторые из британских музыкальных журналов. Реклама фирм звукозаписи пестрит хорошо знакомыми фанатам именами людей, которые даже в нынешних хит-парадах не выглядели бы абсолютными чужаками. Но, пожалуй, более всего согрели бы фанатам душу жирные заголовки, возвещающие возвращение "старого доброго рок-энд-ролла" на британскую поп-сцену.
Мода на старый рок-энд-ролл снискала в Великобритании массу приверженцев. Концертные турне Билла Хейли, Карла Перкинса, Дуэйна Эдди и Джонни Кэша прошли с триумфальным успехом. Звукозаписывающие компании снова штампуют диски с оригинальными записями Билла Хейли, Литтл Ричарда, Джерри Ли Льюиса, Бадди Холли, Карла Перкинса, Томми Эдвардса и Эдди Кокрена.
Думается, однако, что было бы большой ошибкой переоценивать влияние этой новомодной волны. Переизданный хит Билла Хейли 1955-го года "ROCK AROUND THE CLOCK" - своего рода неофициальный гимн целого рок-н-ролльного движения - хотя и находится уже четыре недели в списках бестселлеров, но с большим трудом поднялся до третьего десятка таблицы популярности и не может всерьез конкурировать с хитами современных исполнителей популярной музыки. Наверное, в этом есть своя логика: мировая популярная музыка требует неустанного генерирования новых идей, стимулов и импульсов, она должна прогрессировать, а не пробавляться реминисценциями - заимствованием старых образов, ритмов и стилистических приемов.
Но было бы еще одной ошибкой преуменьшить мощь этой новой рок-н-ролльной волны и умалить значение все возрастающего интереса к музыке десятилетней и более давности либо вовсе пройти мимо этого явления. Проводники этой модной волны поддерживаются не только закоренелыми фанатами, приобщившимися к рок-н-роллу еще в минувшем десятилетии, но обзавелись и новой "группой поддержки" - молодыми британцами в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти лет.
ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ?
Нынешняя рок-н-ролльная волна зародилась в похожих обстоятельствах, которые около 13-ти лет назад привели к возникновению самого рок-энд-ролла как нового музыкального направления. Хотя и не совсем правомерно отказываться от схемы разграничения стилей популярной музыки (схемы, в общем-то, во многом условной, нечеткой), но каждому разбирающемуся в этой музыке человеку было ясно: то, что преподносится как новая модная волна, на самом деле не содержит чего-то отличного, принципиально выходящего за ее рамки. В то время многие специалисты высокомерно надували щеки и предрекали новому музыкальному течению скорую смерть. Но некоторые провидцы рискнули предположить, что рок-н-ролл просуществует довольно долго. ("Rock'n'Roll is here to stay!")
На вкус большей части американских тинейджеров существовавшая форма популярной музыки казалась чрезмерно усложненной, холодной и чересчур академичной. Аранжировки свинговых оркестров достигли высокого уровня, но молодым людям все это было почти в буквальном смысле слова "по барабану". Они хотели простой, ритмической, веселой музыки, они жаждали песен, которые могли бы сами петь и наигрывать и под которые можно было темпераментно танцевать. Все эти настроения молодежи еще в 1952 году уловил американский диск-жокей Алан Фрид. В своих программах на кливлендской радиостанции WJW он главным образом передавал ритмичные композиции чернокожих исполнителей (особенно композиции ритм-энд-блюзового характера, которые широко распространились и вошли в моду гораздо позже). А для некоторых их этих композиций - самых заводных, наиболее ритмичных, - впервые использовал название "rock and roll".
Спустя некоторое время Алан Фрид начал устраивать в Кливленде танцевальные рок-н-ролльные шоу, но только в 1955 году, когда он переехал в Нью-Йорк, его изобретение превратилось в быстро развивающееся модное течение. На экраны кинотеатров всего мира вышел фильм "ROCK AROUND THE CLOCK". Главный "музыкальный" актер этого фильма - Билл Хэйли - стал звездой № 1 мировой популярной музыки. Его пластинки, выходящие миллионными тиражами, одна за другой занимают первые места в мировых хит-парадах. Исполнительский стиль Билла Хэйли, оказавший значительное влияние на всю популярную музыку, и вправду резко отличался от всего, что было ранее. Простота, если не сказать, примитивность аранжировки с лихвой компенсировалась подчеркнуто выразительным, захватывающим, сумасшедшим ритмом.
Билл Хэйли продержался на гребне успеха недолго, но рок-н-ролл не ушел в отставку. Последующие прославленные исполнители - Литтл Ричард, Фэтс Домино, Элвис Пресли, Чак Берри, Бадди Холли, Джерри Ли Люис, Эдди Кокрен и много других - обогатили изначально простую, пожалуй, даже слишком примитивную форму своими оригинальными находками и усовершенствованиями. В начале шестидесятых годов о рок-н-ролле уже говорили как о новом музыкальном направлении; новый музыкальный стиль оказывал огромное влияние практически на всю американскую и английскую популярную музыку. Все это привело к парадоксальному явлению: когда примерно в 1963 году стараниями Битлз "главная мировая кухня" популярной музыки переместилась из-за океана в Великобританию и таблицы популярности во всем мире (включая и США) запестрели именами английских исполнителей, многие более или менее сведущие музыкальные критики и фаны заговорили о возникновении новой, так называемой бит-музыки, которая, дескать, вытеснила рок-н-ролл и даже привела к его исчезновению. Этим людям было невдомек, что "новая" музыка является естественным продолжением и дальнейшим развитием того, с чего десять лет назад начинал Алан Фрид. (Между прочим, это прекрасно осознали в Америке, где название "rock and roll" до сих пор употребляется для всех направлений так называемой "бит-музыки".)
ПРИЛИВ И ОТЛИВ: ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Само собой разумеется, что с появлением каждого нового исполнителя и с приходом каждого нового поколения тинейджеров первоначальная форма рок-н-ролла претерпевала значительное изменение и модернизацию. В настоящее время в этом жанре появился целый ряд претенциозных композиций с повышенной сложностью, с трудными для непосредственного восприятия и понимания гармоническими структурами и аранжировками. Некоторые современные битовые композиции значительно сблизились с джазовой либо так называемой серьезной музыкой, а некоторые авторы популярной музыки сознательно стремятся к подобному сближению и даже непосредственному слияниию с джазом и "музыкой для интеллектуалов". Такая сложность, претенциозность и даже вычурность становится главным признаком и в текстах - так называемые песни протеста появились в популярной музыке из-за политической ангажированности молодого поколения, которое этими нарочитыми псевдомузыкальными выкрутасами, круто замешанными на притворстве и лицемерии, пытается решать проблемы, которые оно не может решить иным способом либо вовсе не должно затрагивать. Песни в жанре музыки соул звучат в исполнении чернокожих певцов так, что мало кому из белых исполнителей удается их повторить и тем более превзойти. Все эти особенности, безусловно, повысили и продолжают повышать авторитет и статус популярной музыки - поп-музыка впервые в истории перестала быть отсталой "культурной окраиной" и добилась официального признания.
Это бесспорно позитивное явление, пожалуй, имеет и свою изнаночную сторону: для части нынешних потребителей популярной музыки ее сверхсовременные формы стали просто неприемлемы. Поэтому некоторые британские тинейджеры оказались в такой же ситуации, в какой находились их предшественники в первой половине пятидесятых годов. Они отвергают усложненные гармонии и ритмы и философские тексты об угрозе ядерной войны либо о якобы неразрешимых проблемах молодого поколения. Им нужны простые, развлекательные песни с небольшой долей юмора и сентиментальности, с четким, ясным ритмом, под которые удобно и приятно танцевать, а этим требованиям абсолютно не отвечают ни песни протеста, ни психоделическая музыка, ни переуслащенные баллады Энгельберта Хампердинка, которого не переваривал Джон Леннон. Поэтому ребята и потянулись к старым пластинкам, и теперь возвещают, что рок-энд-ролл снова жив, даже не догадываясь, что на самом деле он никогда не умирал.
Мода на старые записи и "древний" рок-энд-ролл долго не продержится, но ее влияние может быть значительным. Преобладание записей британских исполнителей в списках бестселлеров мало-помалу идет на спад и в самой Великобритании. А в Соединенных Штатах Америки гармонически и ритмически простая форма бит-музыки, близкая первобытному рок-энд-роллу, никогда не теряла популярности ни среди поклонников, ни среди исполнителей. Многие из этих исполнителей и поныне не получили должной оценки в Великобритании. Современная рок-энд-ролльная волна принесла в Великобританию имена Джона Фреда и "Бокс топс", поэтому есть надежда, что она принесет с собой и другие имена - например, Митча Райдера или Нила Даймонда. Но самое главное, всем нам необходимо надеяться на то, чтобы в современной популярной музыке появился целый ряд совершенно новых имен, которые для поклонников поп-музыки во всем мире имели бы такое же магическое звучание, как имена Билла Хэйли, Элвиса Пресли или Битлз.
|
|
|