Ностальгия теперь не такая как раньше...
Ностальгия - это большой бизнес. Ни месяца, кажется, не проходит без очередного "перезапуска" - модных идей, музыкальных направлений, автомобилей, игрушек или увлечений 1950-х, 60-х, 70-х или 80-х. Не пора ли нам немножко повзрослеть?
Те, кто в курсе, говорят, что в 2004-м в моде будут восьмидесятые. Как пишет одна американская газета, "Валите все на ностальгию, но десятилетие, которое вы любили (или ненавидили) возвращается".
Похоже, у девушек снова популярными станут "тени для глаз цвета воды и хвостики по бокам", прославленные Мадонной году эдак в 1985-м, а в хит-парадах доминировать будет электропоп, вдохновленный все теми же восьмидесятыми
В начале января краткосрочное возрождение пережили 1970-е: в Британии был вновь запущен в производство (в который уж раз) велосипед "Чоппер". На 2004 год фирма Raleigh изготовила 2004 новых "Чопперов", чтобы, как кто-то сказал, "нажиться на ностальгическом интересе к велику", который многие в стране до сих пор считают символом 70-х.
Шестидесятые тоже не забыты: в той или иной форме они проявляются едва ли не каждый год. Сейчас, например, Mini (как автомобиль) и мини (как юбка) стоят очень высоко в списке необходимых вещей любого уважающего себя модника (скорее, однако же, модницы). Один обозреватель говорит, что 1960-е остаются "эпохой, на которую чаще всего ссылаются кутюрье".
А в прошлом году было даже возрождение 50-х - через 70-е, - когда на экраны с вышел фильм Grease (в российском прокате "Бриолин") с Джоном Траволтой и Оливией Ньютон-Джон. Выпуск ленты был приурочен к 25-й годовщине одноименного мюзикла, по которому она снята. Это дало возможность тем, кто помнит его еще по 1978-му, поностальгировать о фильме, который и сам представлял из себя ностальгию по музыке и моде 1950-х.
Похоже, если хочешь двигаться вперед, проще всего начать с ретро. К ретро-одежде и ретро-музыке можно добавить еще и ретро-игры, и вот уже те, кто сходил с ума по видеоиграм, снова голосуют кошельком за примитивную квадратную графику и незамысловатые звуки игр Atari 1970-80-х, предпочитая их сверхнавороченным играм сегодняшнего дня.
Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду видим следы прошлого; сегодня 80-е, а через месяц могут быть 70-е, а может - кто знает? - вскоре и на 90-е мы будем смотреть со снисходительным преклонением. Впрочем, почему вскоре? Прошедшим летом Би-би-си показала телепрограмму "Я люблю 1999-й", отклики на которую позволяют предположит, что временные рамки для ностальгии могут сужаться до каких-нибудь двух лет.
Самое поразительное в этой "новой ностальгии" - то, что она все больше распространяется среди молодых, - тех, кому 20, 30 и чуть-чуть за - и они нередко со слезой вспоминают не то, что давно кануло в Лету, не черно-белое прошлое из архивов истории, а события, случившиеся 10, 15 или 20 лет назад.
Традиционно ностальгия ассоциируется со стариками, с теми, кто считает последние веяния ужасными и постоянно припоминает времена, когда жизнь была проще, и "мы поступали иначе".
Одно из определений ностальгии звучит так: "тяжелая, иногда фатальная форма меланхолии, происходящей из отчаянного желания вернуться". Послушайте, как явственно звучит в этом мотив потери и смятения!
Австралийский академик Тони Райан описывает ностальгию и не очень приятно по отношению к тем, кто ее испытывает, и без обиняков: некая форма безумия.
"Я всегда очень боялся ностальгии, - пишет он, - считая ее злом, аналогичным и связанном с помутнением разума... Прошлое становится золотым веком, когда ничто не было неправильно, а настоящее представляет собой холодную свалку без какой-либо надежды на будущее".
Так что же, сегодняшние ностальгики, скучающие по моде и привычкам конца XX столетия, страдают от некоей формы безумия? Не постарели ли они раньше времени, не вернулись ли в прошлое вместо того, чтобы с уверенностью смотреть в будущее?
Для Дэвида Тернера, основателя веб-сайта "Ностальгия централ", возрождение прошлого - это безвредная забава. "Централ" - это "лавка, в которой есть все из 60-х, 70-х и 80-х": здесь законсервирована и разложена по полочкам лет история поп-культуры, телевизионных шоу, моды и фильмов новейшей истории.
Тернер говорит, что люди, заглядывающие к нему, любят сайт как "чисто ностальгическое развлечение". Все, чего они хотят, - это "освежить память о трех величайших десятилетиях ХХ века".
С этим совершенно не согласен Эндрю Кэлкатт, лектор университета Восточного Лондона и автор книги "Замороженное развитие: поп-культура и эрозия взрослости". Одержимость молодых людей их детством, пришедшимся на 1980-е, - это свидетельство того, что они совершенно не уверены в своем будущем, считает он.
"У пожилых есть причина ностальгировать. Большая часть их жизни позади, - объясняет Кэлкатт. - А молодые люди так часто оглядываются из неуверенности. В прошлом ведь самое хорошее то, что мы уже знаем результат".
Кэлкатт отмечает: старшие поколения с тоской вспоминают прошлое потому, что в нем остались их лучшие годы, а сегодняшние молодые, похоже, тормозят свое детство в качестве "одеяла комфорта", за которым укрываются от грядущего.
"Ностальгия сегодня не та, что раньше, - говорит он. - Когда "молодежная культура" впервые вернулась к своим корням, в 1970-е, она искала каких-то значительных качеств, таких как аутентичность. Сегодняшняя поп-культура скорее упивается собственной незначительностью - об этом говорит ностальгия по дурацким игрушкам и модным увлечениям, а не по чему-то более серьезному".
Такая вот ностальгия по ностальгии прошлых лет.
BBC