Ровно 40 лет и один день назад, вечером 1 августа 1971 года, состоялся первый из крупнейших в современности благотворительных концертов, организованный Джорджем Харрисоном и Рави Шанкаром в Мэдисон Сквер Гарден, Нью-Йорк.
В тот день "Концерт для Бангладеш" (The Concert for Bangladesh) посмотрело около 40 тыс человек. Все сборы пошли на помощь беженцам из Бенгали, Восточный Пакистан (ныне Бангладеш), пострадавшим от циклона "Бхола" и войны за независимость. В течение одного дня состоялось 2 концерта, они имели огромный успех, было собрано около $243,5 тыс, переданных Детскому фонду ООН.
Помимо политической стороны дела, "Концерт для Бангладеш" стал ярчайшим музыкальным событием в истории рока.
Летом 1971 года экс-битлу Джоржду Харрисону, пожинавшему успех недавно вышедшего своего лучшего творения, эпохального тройного альбома "All Things Must Pass", удалось собрать звездный состав музыкантов, прославившихся в разных направлениях рок-музыки. В тот вечер на сцену Madison Square Garden вышли Леон Рассел, Билли Престон, Рино Старр, Эрик Клэптон, Джим Келтнер, Клаус Вурман, группа Badfinger. На концерте выступил Боб Дилан, он исполнил четыре песни, в которых ему аккомпанировали Харрисон (гитара) и Рассел (бас).
Концерт открыло выступление лучших индийских и пакистанских музыкантов во главе с ситаристом Рави Шанкаром. Закрывал концерт Джордж Харрисон с песней "Bangla-Desh", сочиненной за пару дней до этого.
Интересно, что концерт чуть было не превратился в воссоединение группы The Beatles. Джордж Харрисон пытался пригласить всех битлов, однако, единственным, кто согласился, был Ринго Старр. Пол Маккартни дипломатично отклонил предложение под предлогом недомогания. На самом деле Полу казалось, что собираться снова вместе менее через год после скандального развала группы - это просто сумасшествие.
Джон Леннон дал согласие, но за два дня до концерта уехал из Нью-Йорка. Причиной стала супруга Леннона, несносная для остальных битлов Йоко Оно. Харрисон просил Леннона, чтобы Оно не участвовала в представлении, в итоге лишился музыкальной поддержки старого друга.
В 1972 году на виниле вышел тройной альбом "Концерт для Бангладеш", имевший большой коммерческий успех. Несколько недель альбом продержался на втором месте в списках популярности в США, и стал вторым альбомом Харрисона, поднявшегося в Британии на первое место. В 1973 году "тройник" был удостоен долго ожидаемой премии Грэмми в категории "Альбом года".
В 2005 году The Concert for Bangladesh был переиздан на СD и выпущен на DVD, в основе которого лежал документальный фильм.
Особенность "Концерта для Бангладеш": на сцене происходило многое из того, что аудио-запись не в состоянии передать, от фантастического энтузиазма музыкантов во главе с Рави Шанкар, танцевального номера в исполнении Билли Престона, крупных планов во время исполнения классических рок-номеров до такой мелочи, как гитара Эрика Клэптона с дымящейся сигаретой в колковом механизме во время соло в битловской "While My Guitar Gently Weeps".
Кстати, существует легенда относительно того, почему на концерте Эрик Клэптон играет всего лишь роль одного из 5-6 гитаристов. Музыканты выступали бесплатно (об этом Харрисон дважды говорит со сцены), но для любителей покайфовать был своего рода "гонорар" - героин. Правда, он оказался низкого качества, некоторые участники концерта траванулись, в том числе Клэптон.
И после 40 лет ценность "Концерта для Бангладеш" как продукта музыкального творчества самой высокой пробы неподвластна времени. К тому же концерт стал редким удачным живым воплощение идеи "стены звука".
"Стена звука" - техника оригинального звучания, разрабатывалась известным продюссером Филом Спектором с конца 60-х годов. Добиваясь особого звучания, Спектор собирал большие группы музыкантов, часто используя инструменты, непредназначенные для игры в ансамбле - электрические и акустические гитары. Музыканты играли оркестровые части, иногда несколько инструментов строились в унисон. Сам Спектор называл свою технику "вагнерианским рок-н-роллом".
Именно такой симфонией и стал "Концерт для Бангладеш". Особенно восхитительными звучат двойные барабаны (Старр-Келтнер) и "стена звука", извлекаемая одновременно пятью-шестью гитаристами, в числе которых - одни из лучших мастеров игры на этом инструменте, Харрисон и Клэптон.
Алексей Одинцов