...Дом стоит, свет горит, Из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?...
Речь пойдет не о бесподобной песне Битлз, а о ливерпульском детском приюте, о котором, конечно, все слышали, но не думаю, что особенно задумывались о том, почему же Джон Леннон пронес через всю жизнь воспоминания об этом месте, не перестававшие бередить его душу. Атмосфера этого места и сложившиеся о нем детские представления буквально завораживали Джона-ребенка.
Практически все детство Джона прошло в метаниях между по-своему любивших его и любимых им людей. Чрезвычайно эмоциональный, он никак не мог взять в толк почему же отец и мать, которых он так искренне любит, не могут быть рядом с ним. Тетушка Мими, в детстве уделявшая ему больше всего времени, все же не смогла дать ему того тепла, к которому так тянулся Джон. А рядом - ограду видно из окна, таинственный дом, даже не дом, а маленький замок, где живут маленькие девочки, у которых вообще нет родителей. Позже Джон вспоминал, что его буквально одолевало щемящее чувство жалости к обитательницам этого места. Любимое занятие - перебраться через ограду приюта и с такими же, как он, приятелями-сорванцами играть в густом кустарнике Земляничного Поля. Или забраться на любимое дерево и из его листвы просто наблюдать за этой таинственной жизнью. А что может быть лучше первых звуков духового оркестра, играющего на ежегодных благотворительных ярмарках в Strawberry Field? " - Мими, быстрее, опоздаем!" Джон упросил тетушку Мими купить ему за символические деньги на ярмарке Земляничного Поля огромного толстого неуклюжего котяру, похожего на Чеширского кота из любимой им "Алисы". Мими вспоминала их трепетную дружбу.
Самые ранние ссылки на Strawberry Field относят нас к 1870 году, когда владение принадлежало богатому ливерпульскому судовладельцу Джорджу Уоррену (George Warren). В 1905 году землю перекупила семья торговца Александра К. Митчелла (Alexander C. Mitchell), умершего в 1927 году. В 1934 году его вдова, госпожа Митчелл, продала землю вместе с находящимися на ней строениями, ливерпульскому отделению британской Армии Спасения. И 7 июля 1936 года Армия спасения открыла свой четвертый в стране детский приют. Прекрасный дом, построенный в готическом стиле, буквально пленивший Джона, был расчитан на сорок девочек. Только в середине пятидесятых годов в приют привезли несколько мальчиков не старше пяти лет. И значительно позже в приют стали поступать мальчики постарше.
Вот этот дом - сердце приюта -
Жизнь девочек можно было назвать безмятежной и печальной - семейного тепла они были все же лишены. Все это интуитивно чувствовал Джон.
Песня Strawberry Fields Forever написана Джоном в 1966 году, в1967 году он посещает Земляничное Поле. Детские воспоминания, не утратившие своей яркости, воплощаются в песне, которую сам Джон считал лучшей из того, что он создал. Это была дань памяти светлым и печальным эмоциям, которые сопровождали его всю жизнь.
Тема Земляничного Поля постоянно присутствовала в отношениях Джона с его близкими. Несколько раз повседневные дела откладывали его поездку в приют с Шоном, который не раз слышал рассказы об этом волшебном месте. Йоко, выполняя данные сыну отцом обещания, в 1984 году посетила Strawberry Field с девятилетним Шоном. Мальчик был очень тронут тем, что увидел.
В 1973 году муниципальная комиссия решила, что главное здание приюта будет легче снести, чем отремонтировать. И здание, завораживающее Джона, было снесено. Вместо него построили безобразный двухэтажный кирпичный барак, очень похожий на военную казарму. Обаяние Земляничного Поля дало широкую трещину...
Перебравшись из Британии в Америку, в Нью-Йорке Джон долго не мог определиться со своим местом жительства. Но, увидев Дакоту, все сомнения Джона мгновенно исчезли. Здесь и только здесь. Дакота, конечно, ассоциировалась у него с замком Земляничного Поля.
Посмотрите сами -
"Замок" Strawberry Field. Фото 1940 года
Дакота сразу после окончания строительства, 1884 год
9 октября 1985 года, в 45-й день рождения Джона, Йоко Оно, на купленном ею участке в 10.000 кв метров в Центральном парке Нью-Йорка, открывает мемориал Джона Леннона, названный Strawberry Fields, который относит нас к знаменитой песне и через нее к Земляничному Полю на окраине Ливерпуля...
Становится совершенно понятным, почему Битлз сумели так глубоко проникнуть в сердца и души невероятного количества людей. И становится понятно "так откуда взялась печаль..."
В 2005 году приют был закрыт...
Strawberry Fields Forever
Let me take you down 'cause I'm going to Strawberry Fields. Nothing is real, and nothing to get hung about Strawberry Fields forever.
Living is easy with eyes closed. Misunderstanding all you see. It's getting hard to be someone but it all works out It doesn't matter much to me.
Let me take you down 'cause I'm going to Strawberry Fields. Nothing is real, and nothing to get hung about Strawberry Fields forever.
No one I think is in my tree. I mean it must be high or low. That is you can't you know tune in But it's all right. That is I think it's not too bad.
Let me take you down 'cause I'm going to Strawberry Fields. Nothing is real, and nothing to get hung about Strawberry Fields forever.
Always, no, sometimes, think it's me. But you know I know when it's a dream. I think, er, no, I mean, er, yes, but's it's all wrong That is I think I disagree.
Let me take you down 'cause I'm going to Strawberry Fields. Nothing is real, and nothing to get hung about Strawberry Fields forever. Strawberry Fields forever. Strawberry Fields forever.
Земляничные Поля навсегда
Пойдем со мной, я иду на Земляничные Поля. Нет ничего реального, не ломай себе голову. Лишь Земляничные Поля навсегда. Легко жить с закрытыми глазами, не понимая того, что видишь вокруг. Трудно стать кем-то, но все это стоит работы, да и не так уж и важно для меня. Я думаю, никого нет сейчас на моем дереве, оно представляется мне выше или ниже. Ты все никак не можешь поймать нужную волну, но это даже хорошо, То есть, не все, я думаю, так уж и плохо. Всегда ли, иногда ли, мне думается, что я - это я, но все же я понимаю - это всего лишь сон. Я думаю "нет", а подразумеваю "да", но это все чепуха и с этим трудно согласиться. Пойдем со мной, я иду на Земляничные Поля. Нет ничего реального, не ломай себе голову. Лишь Земляничные Поля навсегда.